Экспромт (Impomptu), 1991
Режиссер: Джеймс Лэпин (James Lapine)
В ролях: Хью Грант (Hugh Grant), Джуди Дэвис (Judy Davis), Мэнди Пэтинкин (Mandy Patinkin), Эмма Томпсон (Emma Thompson) и др.
Страница фильма на IMDb
Пусть это суждение субъективно, но «Экспромт» – это одних из тех фильмов, ради которого стоило создавать мировой кинематограф!
Элегантная, невероятно изящная, интеллектуальная драма, повествующая о сложной личной жизни знаменитых композиторов, писателей и художников Франции ХIХ века.
Они посещают светские приемы, влюбляются, ссорятся, разыгрывают фарс, вызывают друг друга на дуэль… При этом каждый из них убежден, что именно он – истинный Гений!
В центре внимания – роман Фредерика Шопена (Хью Грант) и писательницы Жорж Санд (Джуди Дэвис). Сильная, кипящая энергией Санд курит сигары, одевается в мужские костюмы и говорит низким голосом.
У Санд спрашивают: «Что Вы нашли в этом Шопене? Ведь он уже одной ногой в могиле».
Она отвечает: «Нет! Мы скоро все окажемся там. А Шопен вечен!».
Санд пишет Шопену: «Во мне нет стольких достоинств и благородных качеств, но я люблю того, кто всем этим обладает. Люблю страстно, люблю честно, люблю верно».
Шопену говорят: «Жорж мало одной дружбы, она хочет Вас! Ваше тело, вам ум, ваш Гений, вашу душу… Послушайте! Она погубит Вас!»
Шопен боится чувств Санд, пытается им противиться: «Всего себя я посвятил музыке. Если я вернусь в телесную оболочку, боюсь, что мой талант просто исчезнет!»
Они такие разные! Поэтому так сильна, сложна и небанальна их любовь.
Красивейшая, но в конечном итоге – печальная и трагическая (не в этой киноленте, а в жизни реальных людей) история любви. Финал фильма счастливый - отъезд Шопена и Санд на Майорку, однако с этого момента для музыканта начинаются нравственные и физические испытания, приведшие в конце концов к его смерти.
Главное в фильме то, что игра актеров творит с эмоциями зрителя нечто невероятное, она за гранью мастерства и талантов, она - на уровне химии.
Шопен…
Утонченный, мнительный, аристократичный, болезненный, беззащитный, наивный, искренний, талантливый до безумия (и осознающий это), ранимый, живущий в своем мире и ревностно оберегающий свое личное пространство.
От сочетание всех этих качеств в одном персонаже можно и впрямь сойти с ума...) Понимаю Жорж Санд!..
Это – замечательное кино! Трогающий душу, тонкий и немассовый фильм, который (слава Богу!) не сочетается с попкорном и кока-колой.
Мне кажется, роль Шопена в "Экспромте" - лучшая роль Хью Гранта, которая затмевает все остальные. И как-то сразу абстрагируешься от "Реальной любви", "Бриджит Джонс", "Четырех свадеб и похорон" и даже от "Горькой луны". Я раньше видела в Гранте скорее красивого мужчину, нежели выдающегося актера, а одно другому часто мешает. Впервые он меня по-настоящему заинтересовал как актер в английском фильме с длинным названием "Англичанин который поднялся на холм а спустился с горы". Но после «Экспромта» снимаю перед ним шляпу.
Со всей ответственностью заявляю: Так сыграть Гения мог только Великий актер.
Да, у Гранта получился Шопен!
Кстати, читала, что Хью Грант играл Шопена еще в одном фильме - Nocturnes (1988). Однако мои поиски этого фильма успехом не увенчались. Если вдруг кто-то знает, где отыскать Nocturnes, поделитесь информацией пожалуйста.
При всех высказанных восторгах рекомендовать фильм какой-то определенной аудитории не возьмусь. "Экспромт" одновременно простой и сложный, радостный и печальный, наивный и "замороченный" фильм. Трудно предугадать, кому понравится, а кому нет. Одно могу сказать точно – фильм может понравиться или нет вне зависимости от Вашего увлечения творчеством Шопена, Санд, французской культурой 19 века. И вне зависимости от отношения к творчеству Хью Гранта, кстати, тоже :-)
Эдакая кинолента «чистых эмоций» – вне времени, пространства и культурно-кинематографических пристрастий.
Хочется, чтобы таких фильмов было больше.