Вместо эпиграфа:«Я всегда пытался жить в башне из слоновой кости; но окружающее её море дерьма поднимается всё выше, волны бьют об её стены с такой силой, что она вот-вот рухнет» Гюстав Флобер

Если честно, фильм пришлось пересматривать два раза. В первый от просмотра остались одни эмоции, второй уже позволили более детально проанализировать.
Первое, чем лично мне запомнился, даже несколько поразил фильм- это совершенно "нездешний", несовременный язык героев. помилуйте, ну кто сегодня будет говорить о "благородных разбойниках" и башнях из слоновой кости? Это язык Достоевского, адаптированный под реалии нашего времени.
На первый взгляд, все четыре новеллы совершенно о разном, но последняя связывает их воедино.
Первые две новеллы - "Бешеная балерина"и "Брак по расчету" - перекликаются друг с другом образами главных героев. Это люди одной страсти, одного стремления в жизни. В первом случае- это страсть к балету, во втором- к деньгам. Образно говоря, это то, за что мы продаем душу. Ведь в душах героев не остается места ни одному живому чувству, ни одной привязанности, кроме одной-главной. Но в обоих случаях стремлениям героев не суждено реализоваться. За временный и краткосрочный успех они платят крушением своей жизни, ведь у Балерины нет таланта, а Бизнесмен идет наперекор чувствам, здравому смыслу, сам себя подвергает унижениям ради своей цели. В итоге они теряют самих себя. Сделка с Дъяволом - основной мотив новеллы о Писателе. Это тот человек в зеленых туфлях, который покупает черную Кошечку- покупает ему вдохновение и коммерческий успех. Но и Писатель не реализуется полностью- ведь его мечтам о жене и детях не суждено сбыться- отныне у него одна только страсть- его Кошечка. Впрочем, в этой новелле как раз более или менее благополучный конец, ведь действие происходит в башне из слоновой кости, в мире мечты, фантазии,в возвышенном мире своей души. В реальной жизни, увы, все совсем не так. О чем, собственно, третья новелла, про младенца с ножом. Перекликается она с последней следующим образом: Писатель мечтает о ребенке, которому суждено жить на самом последнем этаже башни из слоновой кости, с прекрасным видом, в атмосфере любви, красоты и гармонии, не касаясь "свинцовых мерзостей" человеческой жизни. Безусловно, по мысли Писателя, в такой обстановке формируется прекрасный, чистый и духовно развитый человек. А его противоположность мы как раз и видим в блестящем исполнении Сухорукова. Ведь формируется он под влиянием телевизора и авторитета быдлопапы, рассуждающего о "евреях, геях и прочем человеческом мусоре".
Отдельно хотелось бы отметить игру Евгения Стычкина, потрясающе эмоционально и трогательно.
В итоге фильм - идейно и композиционно цельное произведение, очень "качественный продукт". Может быть, конечно, "эта штука" и не будет "посильнее "Фауста" Гёте", но в условиях завалившего наш кинорынок говнеца- просто "пир духа, именины сердца".