Мелодрама\драма.
Режиссер: Стивен Фрирз
В ролях: Мишель Пфайффер, Кэти Бейтс, Руперт Френд, Фелисити Джонс, Франс Томелти, Анита Поленберг, Харриет Уолтер, Ибен Йейле
Великобритания, Франция, Германия
2009, 100 мин.


Надо сказать, что такие вот `Шери` славного опыта не имеют. Да и откуда его иметь, если сын куртизанки, воспитанной грудой нянек, ничего не умеет, кроме как валяться на низенькой софе где-нибудь в `Максим`, и залезать длинными пальчиками за низенький вырез местных дам. Такие разгильдяи подчас привлекают женщину больше, чем работяга-парень, готовый ради тебя, красотка, разбиться в последнюю лепешку.



Сыночек, воспитанный грудой нянек, и абсолютно не привыкший к работе над своей личностью, вид имеет скучающий, отрешенный и блаженный. Всем вокруг кажется, что отрешен от суеты мирской. Делаем вывод, что он — философ. Скучает он потому, что все ему маленько поднадоело, и хочется отдохнуть. А тем, кто хочет отдохнуть, многие подсознательно завидуют. И, наконец, блаженный вид может быть только у того, кто имеет все блага земные. Потому и блаженный. Вы когда-нибудь видели работника верфи с блаженным видом? Хрена два — работник верфи вид имеет замученный, глаза — выпученные, волосы — как гнездо орла, на которое села пьяная лошадь. И такой вид мы наблюдаем вокруг себя постоянно, поэтому он нас не привлекает.

А вот Шери…. милый Шери…

Туп. И не имеет никаких эмоций. Отсюда и блаженный вид.

Ну а теперь плавно скользнем в сторону Леа.

Леа — не просто куртизанка. Она — умная куртизанка. Она не просто женщина, она — умная женщина. К сожалению, тоже купившаяся на вид Шери. Но сумевшая не просто покорить скучающего обольстителя, но и удержать его возле себя.

Абсолютно очевидная нестандартность сюжета пронизана той психологичностью, которую нам повседневно демонстрирует жизнь. Учение Фрейда, которое стало одиозным, и набило уже оскомину, откровенно говоря, не хотелось бы применять, говоря о фильме. Более научен, прозрачен и понятен здесь будет Эрик Берн. И Берн очень четко и ярко проиллюстрировал бы этот фильм, если бы фильм не проиллюстрировал Берна. Мужчины, которые по той или иной причине не знали, не имели, не видели мать, и у апологета психоанализа Фрейда, которого я, откровенно, не очень люблю, и у более научного Эрика Берна всегда выдают одну и ту же жизненную реакцию — подсознательно они формируют с женщиной ролевые отношения, где женщина рассматривается в роли матери. Эрик Берн описал три вида супружеских отношений:

-женщина-мать

- женщина-игрушка

- женщина-партнер (наиболее редко встречающийся тип отношений)

Умудренность взрослой женщины, понимание ею, что она увядает, что не только молодость не вечна, а уже и старость не за горами, приводит ее к тем отношениям, о которых больше всего мечтают все мужчины, подобные нашему милому Шери. Выглядит это примерно так: нет ничего более постоянного, чем временное.

Отношения ни к чему не обязывающие, наиболее искренние, потому что женщина (Леа) ничего не требует, а мужчине (Шери) этого и нужно. Она осознает свое положение, и потому дорожит каждой минутой с любимым. И Шери втягивается в эти отношения. Ему кажется, что все — просто, все — замечательно, от него ничего не хотят, он абсолютно свободен и в любой момент может уйти. И ему кажется, что уход для него будет очень легким. И вот когда наступает момент ухода, когда он понимает, что вернуть ничего нельзя, он осознает, что привычка стала второй натурой. Он может формировать только такие отношения, другие его тяготят. Ум, мудрость и всепрощение его былой возлюбленной подняли его чувства на такую высоту, что он не в состоянии чувствовать ничего, кроме потребности любить. Лорд Честерфилд в своих письмах к сыну писал: «Глупый тиран правит по принципу «Пусть ненавидят, лишь бы боялись. Умный же — по принципу «Пусть любят, тогда бояться мне нечего» (с)

Леа приручила возлюбленного своей любовью, и с другой женщиной (женой) он уже жить не мог. И все его отношения с женой были пронизаны также напутствием Леа: «Относись к ней бережно, не причиняй ей боли».

Но это была внешняя сторона — он просто старался ее не ранить. Ему не поручали любить жену. Он выполнял свой долг, но не мог забыть того, к чему был приучен. Тех отношений, которых так не хватает многим мужчинам и женщин, и отсутствие которых так часто бывает причиной катастроф и драм.

Леа не спрашивала его ни о чем, она абсолютно не знала его. Он для нее был и остался загадкой, она не хотела его разгадывать, не хотела познавать. Это и придавало вечную новизну их такому не скоротечному роману. 6 лет люди НЕ знали друг друга. 6 лет они оставались друг для друга незнакомцами. Шери — для Леа. Леа — для Шери.

Очень психологичен возврат возлюбленного к Леа. Это как прорвавшаяся боль, боль и его, и ее. Она за месяцы разлуки поняла, что это ее последняя любовь, это единственно возникшее чувство, и он, прибежавший тайно, понял, что прежние отношения уже невозможны, потому что есть третий человек и обязательство, чувство вины перед ним. Эдме, жена. И чувство вины перед Эдме вылилось в агрессию к Леа. Это также очень психологично, пожалуй. Мы часто пытаемся сформировать у человека комплекс вины, думая, что мы сможем им управлять в этом случае. Не по злому умыслу — отнюдь. Чистая и голая подсознанка. А на самом деле мы просто вызываем агрессию по отношению к себе. И спокойные отношения с Эдме вызвали у него чувство благодарности и безудержного желания. Возникла новая волна влечения к Эдме, когда он узнал, что его первая возлюбленная вернулась, что вот она, рядом, надо лишь протянуть руку. Он готов был возлюбить весь мир, пожалуй. И жену, конечно же.

И именно в этот момент Леа не готова была советовать ему быть нежной со своей женой. И это был тот момент, когда она произнесла роковые слова, которые заставляют многих мужчин делать шаг назад.

«Я люблю тебя».

Незнакомка кончилась. Перед ним была Женщина. И слова. На которые он не мог ответить. Потому что после таких слов следует либо `И я тебя`, либо — драма.

Шери предпочел драму.

Отличное кино, надо сказать. Отличная стареюще-нестареющая Пфайффер. И даже Шери временами вызывал улыбку. Хотя в целом персонаж мне был не слишком приятен, но актер неплох. Я бы, возможно, посоветовал ему быть поживее, но зачем Шери быть живым?