Долго собирался, долго настраивался и все таки посмотрел Антихриста. Мир дурака полон открытий, наверняка все уже исписались на эту тему.
И все же.
Счастливая семья, любящая друг друга пара, и тут у них трагедия - гибнет ребенок. Она - в больнице, месяц клинической депрессии, результатов ноль. Наконец Он решается самостоятельно ее лечить, по простому рецепту: "клин клином вышибается". Отправляются в загородный дом, где прошлым летом Она провела много времени с ребенком и в котором - по идее - даже воздух должен кровоточить воспоминаниями о страшной утрате.
Я, кстати, думаю, что именно здесь - еще до того, как они оправляются в свое последнее путешествие - и начинается главная интрига фильма. То есть с одной стороны это Он ее туда везет, поскольку сам профессиональный психотерапевт и типа знает с чем имеет дело. Его роль в картине вообще предельно упрощенная и видимо намеренно символичная: помочь любимой жене пережить депрессию. С другой стороны заметно, что и Она его везет туда - рассказывает сначала сон, который, как выясняется по ходу фильма, оказывается вещим.
Ну и ведь в жизни всегда так и бывает - когда, например, у тебя начинается что-то новое, некая новая жизнь и ты думаешь "Я обязан всем ей (ему)", "Без тебя у меня бы ничего такого не было". А на самом деле это ты сам созрел для следующего этапа, а спутник или спутники твои или обстоятельства - лишь так, проводники, поводы.
Символика Триера вообще нарочито опрощенная, но это не тот случай, когда режиссер и тем паче "великий Триер" говорит просто и доступно о сложных вещах. По началу я разгадал только противостояние мужского-рационального и женского-чувственного. Сконструированный мужчиной мир - а мир всегда сконструирован именно мужчиной - протовопоставляется женщине-стихии. Началу анти-разумному. Хаосу. Она Лилит. Или сама Природа. Второй символ - лес, как логово дьявола или та же природа, а не черт, искушающий праведника и строящий ему козни.
Чтобы разобраться с остальными символами - вроде падающих желудей, "троих нищих" - оленя с мертворожденным детенышем, лисы, выедающей собственные кишки и мокрого ворона - пришлось лезть в энциклопедии. Хотя сюжет вроде бы библейский.
Кроме всей этой притчевой атрибутики, которую иначе как заумной и назвать нельзя, в фильме из каждого кадра "выглядывает" Тарковский - в конце фильма к чести, правда, Триера появлется "Посвящаяется Тарковскому".
Тарковскому весь фильм "посвящается" так, что по честному, смотреть дальше не особо и хочется. И я поймал себя на мысли, а не пересмотреть ли мне прямо сейчас "Зеркало". И вот еще одно наблюдение: Тарковский никогда не прибегал к грубым символам, вычурным и каким то неприлично односложным. А Триер прибегает. У Тарковского все интуитивно понимаешь еще до и даже вместо диалогов персонажей. А вот Триер посчитал, что лиса должна непременно заговорить и озвучить фразу "хаос правит миром"
Тем временем в картине близится развязка: Женская депрессия прогрессирует, залить отчаяние сексом и самоудовлетворением не выходит, пока, наконец, жена не находит выход своему "бесу внутри". И начинает медленно убивать мужа - отбивает ему сначала яйца, потом маструбирует ему до кровавого семяизвержения; потом просверливает ногу, а, чтобы не убежал, вешает точильный камень, прикручивая, для верности, гайкой. С окончательной казнью не спешит: - Нет, еще не время, еще не пришли трое нищих. - Ты действительно хотела убить меня?!, - спрашивает этот горе-психотерапевт и наконец, вытащив железку из ноги, душит ее, а потом, как Христос, стоя на горе, встречает и прощает всех грешниц, предварительно - и это опять же ссылка на Бибилию и еще один заумный символ - ест чернику, чтобы показать, что он живой. Он - Бог, но как бы человек.
Вся эта "библия" Триера затеяна с одной целью. И как же они все там, "на Западе" с ней достали, что аж тошнит и начинает колотить. Задача Триера показать, что цель женщины - родить ребенка, воспитать ребенка, жить для ребенка, вместе с ним. А если у женщины ребенка отнимают - и не важно кто или что - случай или негодяй с улицы, или она не способна родить - то и жизни эта женщина более не достойна, поскольку превращается в животное, становится на сторону Сатаны, леса, Природы, Стихии. В подвреждении собственно этого вывода во время кровавой оргии она отрезает себе клитор - кдуа уже нагляднее режиссер демонстрирует: женщниа бесплодна, самоубийца, не способна и пр. А Бог, как известно - точнее как вдалбливает нам Церковь и современная западная цивилизация (что одно и тоже) - это Разум, Рациональность, Интеллект, Созидание.
Вот такой вот Триер женоненавистник, наивный и безуспешный подражатель Тарковского. Ату его, ребята.
воскресенье, 14 февраля 2010