Taxi Blues (1990), dir. Павел Лунгин
**** out of *****

Ох, чует мой спинной мозг, что грядет очередной припадок "девянощины", очередное погружение в мутные воды перестроечного кино, ресурсы которго, как начинает казаться, неисчерпаемы, как будто кто-то до сих пор снимает эти фильмы, и распространяет, как есть, в плохом качестве, с ужасным звуком и на дешевой пленке, подкидывая в самые темные углы видеомагазинов и в загружая в самые недоступные источники сети... Но нет, просто было такое сумасшедшее дестилетие, когда снимали много кино. И сабж в качестве продукции (совместное производство с Францией) и остутствии известности (награды от "Ники" до Лучшей Режиссуры в Каннах) обвинять грех. Оно и понятно, так велик соблазн пришпандорить сверкающие бляхи-символы - "Леха - эта Новая Россия, жаждущая перемен, подавленная интеллигенция, Шлыков - совок, трудяга, упертый баран социализма". Только вот когда ж у Лунгина все так просто было? "Трудяга" Шлыков, терроризирующий "неформальную" молодежь за недержание молотка в руках, не показан держащим в руках ничего, кроме таксистской баранки, граненого стакана, гири и слюнявых калымных бумажек. А "жаждующий перемен" Новый Леха чаще всего жаждет опохмела, и срубить легкую деньгу тоже не откажется. И кто в итоге окажется большей свиньей, Шлыков, поработивший проштрафившегося во все дыры гения, или Леха, презлым отплативший за предобрейщее? Разбирайтесь сами. За то и люблю кино того периода, что мчит оно перед зрителем красным Мерседесом - попробуй, догони, а догонишь, так и что с того. Местами поднуживал показушный переигрываемый пролетарский ор, но ведущий дуэт Мамонов-Зайченко - актерское золото-брильянты.