Фильм плохой.
Но смотреть его приятно.
Приятно смотреть на немного состарившихся, но все равно симпатичных Сару Джессику Паркер и Хью Гранта. Приятно смотреть на роскошные пейзажи штата Вайоминг. (Нам сказали, что действие происходит именно там, и мы так и будем думать).
Ковбои, коровы, шляпы – все это приятно видеть, все довольно милые, почти никого не убивают, все кончается хорошо, да еще и медведь – живой громадный гризли в двух шагах от Хью Гранта – кажется, глупо желать чего-то большего. Но хочется.
Потому что уж на такую-то благодарную для любых комических и драматических перипетий тему, как помещение пары в чужеродную среду, можно было напридумывать и побольше, и посмешнее, и поинтереснее.
Что далеко ходить – только что осенью был в прокате фильм "Формула любви для узников брака" - так там, хоть и по доброй воле, а не вынужденно, но целых четыре пары пытались починить семейные лодки в экзотических, нестандартных условиях. Получалось гораздо содержательнее.
А здесь мало того, что пара всего одна, так эти почти уже не супруги не первой молодости большую часть фильма проводят в нудных, нудных, нудных выяснениях отношений: хочу ли я? Могу ли я? Надо ли это мне?
Отдаленно присутствующая угроза жизни (а они из центра мироздания – Нью-Йорка – попали на задворки, в какой-то городишко Рей в штате Вайоминг, 3 тысячи жителей, по программе защиты свидетелей), угроза жизни, появившись в первых кадрах, обострится только в последних. И на первый план выйдут потрескавшиеся взаимоотношения мужа и жены – плюс извечный конфликт города и деревни. В котором выигрывает всегда хозяин поля.
Провинциалы в столице выглядит таким же наивняками и валенками сибирскими, как и белоручки-яппи в Вайоминге. Малыми детьми неразумными и неумелыми выглядят они по сравнению со спокойными и рукодельными местными жителями.
Но это все – пустые фразы и общие места. Нужно в сценарии и на экране наполнять их реальным, желательно – новым – содержанием. А здесь – сплошные клише: ах, горожанин встретился с медведем, которые здесь практически по улицам разгуливают! Ах, горожанин не может справиться с топором, которым местная хрупкая женщина, играючи, наколола целую поленницу! Ах, глупая горожанка, она не знает, с какой стороны подойти к корове. Ну это же штампы, штампы, это самое простое, первое, что приходит на ум.
К сожалению, второе на ум сценаристам и другим создателям фильма так и не пришло.
Так что кризис идей наблюдается не только в нашем кино.
И не надо снисходительно махать рукой, мол, это же так, романтическая комедия, какие могут быть счеты! Могут быть. На очень схожую тему 10 лет назад сняли "Сбежавшую невесту" - и вспомните, сколько же там было всего, чтобы разобраться и в упорном подсознательном нежелании девушки вступать в брак, и чтобы сбить спесь с чванливого столичного хлыща, и чтобы доказать этим чопорным провинциалам, что и в столице люди живут, и там, есть чем заняться.
Нам показали в том фильме, как герои изменились, стали другими, что-то поняли в себе. Нам это показали, а не сказали на словах. Как здесь, в фильме "Супруги Морган в бегах".
Да даже этот местный колорит – ковбои, коровы, шляпы, родео – это тот же первый ряд ассоциаций. Который приходит на ум при словах "американская глубинка" тем, кто сам никогда в этой глубинке не был. А у нас какие были классные фильмы на подобную тему! Очень смешной и поучительный "Медовый месяц" (1956 год, режиссер Надежда Кошеверова) - как фиктивные молодожены оказались в городе-новостройке и там их брак стал реальным, настоящим. Так сколько там было событий, сколько людей!
Событий, чтобы продемонстрировать каждому из супругов – и нам, зрителям, реальные достоинства мужа и жены: какие они хорошие, умелые, веселые и добрые на самом деле. А людей – и чтобы местный колорит прописать, и дать спарринг-партнеров героям выигрышных, да и просто, для густоты навара. Там пара второго плана Сергей Филиппов - Зоя Федорова запоминается не меньше, чем первого: Павел Кадочников – Людмила Касаткина.
А другой наш фильм, "Осень" Андрея Смирнова, решает ту же проблему в экзистенциально-драматичном ключе. Когда пара столичных интеллигентов приезжает в отпуск в деревню и становится на постой к деревенской семье своих ровесников. У которых и ум, и быт, и взаимоотношения устроены гораздо проще – и гораздо мудрее. Другой ход, другая интонация – но не проходной фильм.
А "Супруги Морган" - проходной. Как выездной спектакль.
Приехали в спешке, отыграли при полупустом зале, пару костюмов забыли в прачечной, ну да ничего, и так сойдет.
Жаль! Особенно обидно за актеров: при взгляде на увядающие черты и мужчины, и женщины в этой паре, становится ясно, что в нынешней возрастной категории: молодых еще пока людей – каждый фильм у них может стать последним. А дальше роли будут такие: благородные отцы у Хью Гранта и … ведьмы-прорицательницы у Сары Джессики Паркер.
Дадут ли эти роли развернуться им во всю их мощь? А может, и дадут...
Супруги Морган в бегах | Did You Hear About the Morgans?: США - 2009
Вместе с этим смотреть: С глаз - долой, из чарта - вон! | Music and Lyrics; Привет семье! | The Family Stone
Вместо этого смотреть: Американская мечта | American Dreamz; Любовь и прочие неприятности | Failure to Launch
понедельник, 08 февраля 2010