
Неоднозначное кино...очень неоднозначное...с одной стороны, эффектное и необычное, с нетривиальным, требующим мучительных мыслительных потуг, сюжетом, с другой - скучное и тяжелое для просмотра действо, явно не предназначенное для широкой публики...Если изначально сюжет был и так довольно непрост для понимания, то после его переработки из-за смерти Леджера, стал и вовсе жесток к зрителю...Уж слишком многомерное вышло пространство, в котором барахтаются герои, слишком много мыслей рождается в голове, порождая сумбур и несуразицу...Складывается ощущение, что режиссер и сам в какой-то момент запутался в символах и философиях, захотел сделать больше, чем зритель в состоянии понять...Хотя, возможно, смысл картины как раз и был в том, чтобы смутить зрителя обилием образов, заставить бороться с воображением режиссера, бороться с воображением доктора Парнаса? Из-за этой многоплановости очень трудно сказать о чем, собственно, кино...все темы вроде бы и главные и второстепенные одновременно, они то плавно перетекают одна в другую, то круто меняются местами, затирая одну мысль другой...здесь Добро и Зло тасуют друг друга как гадалка карты Таро, а воображения сталкиваются и поглощают сами себя...здесь кажущаяся свобода раз за разом ставит перед человеком все новый и новый выбор, но каков бы он ни был, предначертанное судьбой неотвратимо...здесь любовь превращается в ненависть, черное в белое, а воображение становится реальностью...Трудно вычленить что-то из этой художественной какофонии...Уверен, что если посмотреть фильм несколько раз, каждый раз разное ощущение и разные мысли будут рождаться в мозгу и каждый раз будет запутывать сюжет еще сильней...Терри Гиллиам как знатный энтузиаст-мозгоправ снял кино способное если не затмить все его предыдущие работы по степени воздействия на мозг зрителя, то уж точно не уступающее им в необычности и художественной ценности...однако, на мой взгляд, выдержать все это буйство мысли в формате арт-хаусной сказки, способен далеко не каждый зритель...