Есть все-таки в этом мире константы: каких бы гордых и симпатичных туземцев не выдумывали американцы, всё равно индейцы получаются. Нет, я понимаю конечно, исторические грехи тяжки и нести их положено через годы и через расстояния, причем, как выясняется, иногда и через световые годы. Но в результате мы все имеем очередной инопланетный мир - знакомое до боли лесогорье населенное очередными такими же знакомыми по Фенимору Куперу гойко митичами с выводком своих скво. Разве что с незначительными доработками навроде хвоста и маштабированием один к полутора. Но в целом голивудский принцип формирования внешнего облика братьев по разуму не претерпел изменений со времен первых стартреков: братья удивительно антропоморфны, но зато снабжены разного рода косметическими нарушениями в районе головы. В случае с "людьми-кошками" это особенно комично - просто жалко смотреть на ребят, как же это они, с нашими-то прямоходящими ногами (а когти где, где у кошек когти я вас спрашиваю?!) да по деревьям скачут!
Ну что-ж, оставив на время общие рассуждения, перейдем наконец к делу, то-есть к сюжету. Сюжет этой очередной истории имени Смит-Покахонтос настолько известен, что пожалуй требует отдельного пересказа. Итак, наш герой - побитый жизнью и злобными врагами морпех - присоединяется к горнодобывающей операции на планете Пандора, богатой неким дорогим и очень редкоземельным минералом. Герой лишен иллюзий и подвижности нижней половины тела, планета чиста и невинна. На стороне героя - междупланетная корпорация в лице научной группы, которая пытается договариваться с индей ... тьфу, туземцами по хорошему, и вообще организует с ними душевный контакт; и милитаристы во главе с эпически брутальным полковником, всегда готовые продолжить политику корпорации другими средствами. На стороне планеты племя синекожих гигантопитеков кошачей наружности, которые натурально, еще с дерева не слезли. То есть живут они там. На дереве. И в дереве. А что, не хуже чем вигвам. Дальше - больше, по необъяснимой прихоти сценариста, это самое градообразующее дерево оказалось расположено аккурат над богатейшей жилой искомого минерала, а нашему герою выпадает почетная задача донести сию радостную весть до местного населения, выяснить количество бус потребное для добровольного переселения и ненавязчиво намекнуть на неудобства связанные с переселением недобровольным. Вызывает правда некоторое недоумение, почему такую малобайтовую информацию не могла выяснить \ довести до аборигенов научная руководительница нашего героя (испытанная покорительница чужих между прочим), вполне к тому времени интегрированная в местные коммунально-бытовые реалии. Ну да не будем обращать внимание на такие пустяки, лучше найдем еще куда пнуть. Итак, наш герой, смело бросается навстечу новым горизонтам и приключениям, слегка ошалев, конечно, от внезапной подвижности задних конечностей своего аватара. Надо ли говорить, что делает это он рука об руку с (какой свежий сюжетный ход!) дочерью вождя вышеупомянутого племени и преуспевает во всем, включая сокрушительную победу на личном фронте, кроме прямых служебных обязанностей. В результате ничего не подозревающие аборигены подвергаются коварному ракетно-бомбовому удару, отвечают на него потоком непереводимых идиоматических выражений и градом стрел с каменными наконечниками по бронестеклу ... а вот это, я вам скажу без всякого позёрства, был самый сильный момент фильма: кадр полковника с кружкой кофе на фоне бессильно беснующихся дикарей - это как запах напалма по утрам, эта штука посильнее Фауста Гёте и даже медицинского спирта. Обращаясь к более широким слоям целевой аудитории, я даже готов сказать - пацаны, это реально круто! А также, что в этом кадре режисеру удалось удивительно контрастно вместить два бесконечно далеких мира, достигнув при этом высочайшей эмоциональной выразительности. Процентов семьдесят работы, по-моему, делает именно эта кружка - просто гениальная деталь. Снимаю шляпу.
Но вернемся к незамысловатому повествованию. В результате незаконной вырубки, вскипел возмущенный разум не только у главного персонажа, но и у всей этнографически толерантной научной группы, которая организовала небольшой мятеж с вывозом тел и оборудования подальше в джунгли. Конечно все это для того чтобы позволить нашему герою встать во главе предприятия (а как вы догадались?) команч ... то есть "кошачьи наносят ответный удар". Вот тут лично мне стало интересно. А каким, собственно, образом коллективное самоубийство (а как еще назвать лобовую атаку толпы неандертальцев на взвод абрамсов?) превратить во вдохновляющее зрелище попрания очередного голиафа очередным давидом? И, надо сказать, создатели фильма постарались на славу и приложили максимум фантазии и изобретательности. Именно в этот момент я понял что фильм называется фантастическим с полным правом! Дальше все пошло более или менее по шаблону - земля горит под ногами у захватчиков, в смысле сама планета восстает чтобы стереть со своего лица непрошенных гостей, падких до незалежных богатств. Главные герои сходятся в смертельной финальной схватке, объятьях и поцелуях. Ну а наш бывший морпех окончательно переквалифицируется в дикие кошки, благо что планета очень кстати оказывается снабжена коммуникатором сознаний с универсальным штепселем.
Ну вот, ознакомившись вкратце с содержанием сего действа, не может не возникнуть вопрос, а почему собственно? Каким таким образом данное зрелище все не сходит и не сходит с экранов кинотеатров и уже совершенно точно соберет рекордную дань с любителей киношек? Да потому что красиво! Да потому что вылизано. Да потому что качественно. Детали. Персонажи. Мизансцены. Флора. Фауна. Все на пять. Комар носа не подточит. Ревизор полушки не вытрясет. Что будет если полировать пуговицы на костюме героя с помощью электоронного микроскопа? Чтобы отклонения от сферичности составляли не более одной миллиардной? А что если наносить макияж на лицо героини используя математическую модель под контролем суперкомпьютера? Обретёт ли ее улыбка вечность Джокондо? Выходит, что если и не вечность, то какое-то качество она, очевидно, приобретёт. Качество, достаточное, чтобы привлечь многия и многия кинозрителей к новому фильму Джеймса Камерона.
Но кроме обычных пукалок и погремушек есть в этой картине, к счастью, и другая война, настоящая война миров, война за сердца и умы, война в которой обнажилась вдруг вся нищета акционерно-рыночных построений, вся неликвидность товарно-денежного разнообразия, которая так часто забывается в повседневной жизни, под завалами глянцевого гламура. Молодец что напомнил, товарищ режисер, что не на каждое племя найдутся бусы или виски, и не на каждого человека - серебрянники. Пусть даже и всем понятно что лучше быть синим, хвостатым и прыгучим с заводной подружкой, чем никому не нужным отставным морпехом в инвалидной коляске.
Ну что-ж, оставив на время общие рассуждения, перейдем наконец к делу, то-есть к сюжету. Сюжет этой очередной истории имени Смит-Покахонтос настолько известен, что пожалуй требует отдельного пересказа. Итак, наш герой - побитый жизнью и злобными врагами морпех - присоединяется к горнодобывающей операции на планете Пандора, богатой неким дорогим и очень редкоземельным минералом. Герой лишен иллюзий и подвижности нижней половины тела, планета чиста и невинна. На стороне героя - междупланетная корпорация в лице научной группы, которая пытается договариваться с индей ... тьфу, туземцами по хорошему, и вообще организует с ними душевный контакт; и милитаристы во главе с эпически брутальным полковником, всегда готовые продолжить политику корпорации другими средствами. На стороне планеты племя синекожих гигантопитеков кошачей наружности, которые натурально, еще с дерева не слезли. То есть живут они там. На дереве. И в дереве. А что, не хуже чем вигвам. Дальше - больше, по необъяснимой прихоти сценариста, это самое градообразующее дерево оказалось расположено аккурат над богатейшей жилой искомого минерала, а нашему герою выпадает почетная задача донести сию радостную весть до местного населения, выяснить количество бус потребное для добровольного переселения и ненавязчиво намекнуть на неудобства связанные с переселением недобровольным. Вызывает правда некоторое недоумение, почему такую малобайтовую информацию не могла выяснить \ довести до аборигенов научная руководительница нашего героя (испытанная покорительница чужих между прочим), вполне к тому времени интегрированная в местные коммунально-бытовые реалии. Ну да не будем обращать внимание на такие пустяки, лучше найдем еще куда пнуть. Итак, наш герой, смело бросается навстечу новым горизонтам и приключениям, слегка ошалев, конечно, от внезапной подвижности задних конечностей своего аватара. Надо ли говорить, что делает это он рука об руку с (какой свежий сюжетный ход!) дочерью вождя вышеупомянутого племени и преуспевает во всем, включая сокрушительную победу на личном фронте, кроме прямых служебных обязанностей. В результате ничего не подозревающие аборигены подвергаются коварному ракетно-бомбовому удару, отвечают на него потоком непереводимых идиоматических выражений и градом стрел с каменными наконечниками по бронестеклу ... а вот это, я вам скажу без всякого позёрства, был самый сильный момент фильма: кадр полковника с кружкой кофе на фоне бессильно беснующихся дикарей - это как запах напалма по утрам, эта штука посильнее Фауста Гёте и даже медицинского спирта. Обращаясь к более широким слоям целевой аудитории, я даже готов сказать - пацаны, это реально круто! А также, что в этом кадре режисеру удалось удивительно контрастно вместить два бесконечно далеких мира, достигнув при этом высочайшей эмоциональной выразительности. Процентов семьдесят работы, по-моему, делает именно эта кружка - просто гениальная деталь. Снимаю шляпу.
Но вернемся к незамысловатому повествованию. В результате незаконной вырубки, вскипел возмущенный разум не только у главного персонажа, но и у всей этнографически толерантной научной группы, которая организовала небольшой мятеж с вывозом тел и оборудования подальше в джунгли. Конечно все это для того чтобы позволить нашему герою встать во главе предприятия (а как вы догадались?) команч ... то есть "кошачьи наносят ответный удар". Вот тут лично мне стало интересно. А каким, собственно, образом коллективное самоубийство (а как еще назвать лобовую атаку толпы неандертальцев на взвод абрамсов?) превратить во вдохновляющее зрелище попрания очередного голиафа очередным давидом? И, надо сказать, создатели фильма постарались на славу и приложили максимум фантазии и изобретательности. Именно в этот момент я понял что фильм называется фантастическим с полным правом! Дальше все пошло более или менее по шаблону - земля горит под ногами у захватчиков, в смысле сама планета восстает чтобы стереть со своего лица непрошенных гостей, падких до незалежных богатств. Главные герои сходятся в смертельной финальной схватке, объятьях и поцелуях. Ну а наш бывший морпех окончательно переквалифицируется в дикие кошки, благо что планета очень кстати оказывается снабжена коммуникатором сознаний с универсальным штепселем.
Ну вот, ознакомившись вкратце с содержанием сего действа, не может не возникнуть вопрос, а почему собственно? Каким таким образом данное зрелище все не сходит и не сходит с экранов кинотеатров и уже совершенно точно соберет рекордную дань с любителей киношек? Да потому что красиво! Да потому что вылизано. Да потому что качественно. Детали. Персонажи. Мизансцены. Флора. Фауна. Все на пять. Комар носа не подточит. Ревизор полушки не вытрясет. Что будет если полировать пуговицы на костюме героя с помощью электоронного микроскопа? Чтобы отклонения от сферичности составляли не более одной миллиардной? А что если наносить макияж на лицо героини используя математическую модель под контролем суперкомпьютера? Обретёт ли ее улыбка вечность Джокондо? Выходит, что если и не вечность, то какое-то качество она, очевидно, приобретёт. Качество, достаточное, чтобы привлечь многия и многия кинозрителей к новому фильму Джеймса Камерона.
Но кроме обычных пукалок и погремушек есть в этой картине, к счастью, и другая война, настоящая война миров, война за сердца и умы, война в которой обнажилась вдруг вся нищета акционерно-рыночных построений, вся неликвидность товарно-денежного разнообразия, которая так часто забывается в повседневной жизни, под завалами глянцевого гламура. Молодец что напомнил, товарищ режисер, что не на каждое племя найдутся бусы или виски, и не на каждого человека - серебрянники. Пусть даже и всем понятно что лучше быть синим, хвостатым и прыгучим с заводной подружкой, чем никому не нужным отставным морпехом в инвалидной коляске.