Сентябрь прошёл под знаком огромного культурного события: юбилейной ретроспективы фильмов Аньес Варда (*1928). Ретроспектива дала возможность прожить её жизнь как “свою”, увидеть эпоху её глазами на ежевечерних сеансах в культовом берлинском к\т “Арсенал” - он назван так в честь фильма Александра Довженко и расположен на Потсдамер Платц, в одном здании с Музеем кино и телевидения. Рядом - кинокомплекс СинеСтар, где в Берлине проходят все значительные кинопремьеры. Напротив – Cinemaxx, 3D-кинотеатр.
Имя и творчество Аньес Варда мало известны российскому зрителю. Разве что узкому кругу людей, имеющих доступ к столичным фестивальным площадкам и к кинотеатрам, где идут фильмы из киноархивов. В 1995 г. в Москве была её ретроспектива, о чём написал в “Коммерсанте” Андрей Плахов: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=113361
На Западе ситуация почти аналогичная. Здесь любители “сложного” кино наверняка слышали её имя и видели её фильмы. И всё же у Аньес Варда, социально и политически ангажированной интеллектуалки, феминистки, не пропустившей ничего из духовных и философских исканий своего времени, отмеченной многими престижными международными премиями, зрительская аудитория гораздо меньше, чем у её мужа, режиссёра Жака Деми, снявшего мюзиклы “Шербургские зонтики” и “Девушки из Рошфора”. Трудно представить ещё одну творческую пару, в которой супруги так разительно отличались бы друг от друга в своём творчестве, как Аньес Варда и Жак Деми. При этом оба, каждый по-своему, были новаторами, наложившими отпечаток на историю мирового кино.
На Берлинской юбилейной ретроспективе Аньес Варда зрителю представили творческое наследие этой великой женщины-режиссера всё целиком. Аньес приезжала на открытие, дважды общалась с публикой, давала пресс-конференцию. Я отсмотрела 20 сеансов из 40. Иногда это были два или три короткометражных фильма в одном сеансе. Я ходила в “Арсенал” почти каждый вечер. Часто с друзьями, которые тоже “подсели” на внешне демократичные, а по сути мистические, загадочные и трагикомические современные притчи Аньес Варда. В уютном кинозале с мягкими креслами на время ретроспективы сложилось что-то вроде фэн-клуба. Зрителей было мало, и скоро мы узнавали друг друга уже на подходе, да и кассиры знали нас в лицо. У нас образовались “свои места”, с постоянными соседями под боком. Естественно, завязывались разговоры, обмен мнениями, знакомства. Когда ретроспектива завершилась, возникло ощущение “нехватки”, потери, пустоты и растерянности. У картин Аньес Варда очень странная аура. В них так много её самой, её семьи, её друзей, её пространства (фильм 2008 года “Побережья Аньес”) - иными словами, так много личного, что все фильмы в сумме можно воспринять как её специфический кинодневник, чем-то даже сходный с ЖЖ-текстом. На первом месте стоит обращённое лично “к тебе” эмоциональное послание, но оно соседствует с философским дискурсом об общечеловеческих проблемах, с дерзким киноэкспериментом, провокацией, игрой с кинокамерой и с кинозрителем. Почти всегда Аньес Варда одновременно с кинотекстом показывает зрителю и свой метод – как “это” делается, и саму себя в процесе съёмки. Её официально считают одной из “матерей-основательниц”Nouvelle Vague, и она это подтверждает в созданной ею субъективной истории мирового и французского кинематографа, снимая и снимаясь вместе со своими коллегами и современниками: Эриком Ромером, Жаком Деми, Жан-Люк Годаром. Для меня лично нет сомнения, что творческое наследие Аньес Варда недооценено по одной-единственной причине: из-за того, что она - женщина. В ту эпоху, когда она начинала свою карьеру, у общества ещё не было понимания, как действуют механизмы дискриминации по принципу пола на пространстве художественного высказывания. Эти механизмы были деконструированы примерно лет 30/40 спустя, в 70/80-х годах, и позже стали достоянием массового общественного дискурса. Но на творчество Аньес эти механизмы до сих пор сохраняют своё действие ex post. Её место в каноне культуры ХХ века определилось тогда, и сейчас это уже очень трудно изменить. Впрочем, вовсе не факт, что переоценка не состоится уже никогда.
Большинство работ Аньес Варда можно отнести к жанру фильма-эссе. Даже когда в них есть сюжет, интрига и художественный эксперимент, всё это прикреплено к конкретной осевой идее, она и обеспечивает материалу целостность. Игровое и документальное кино дополняют друг друга в рамках одного фильма, но это не всегда Fake Documentary. Аньес Варда с самого начала отказалась соблюдать жанровые границы. Почти все её фильмы – это шпагат между поэтической фикциональностью и документалистким реализмом. В её кинопочерке акценты делаются на открытость к экспериментам, интеллектуализм, интерес ко взаимодействию единичного и всеобщего, социального и личного, даже интимного. Аньес Варда теснейшим образом связана с политическим и идеологическим контекстом своей эпохи, а именно, второй половины ХХ-го века.
Ретроспектива открылась итоговым фильмом “Побережья Аньес” (2008), она сняла его о самой себе к своему 80-летию. Надо сказать, что в лице Аньес её коллеги-кинематографисты обрели чуткого и заботливого документалиста и архивиста. Среди её киногероев на первом месте муж, Жак Деми, ему она посвятила несколько фильмов, один из которых - “Жако из Нанта” - посмертный памятник и признание в любви. Он умер в 1990 году, и сейчас уже можно не скрывать, что его диагноз был СПИД (раньше говорили: рак).
Как рассказывать в формате ЖЖ об огромном по объёму и разностильном материале? В один пост с такой ретроспективой и с такой личностью точно не уложишься. Попробую сгруппировать фильмы тематически. Получится как минимум серия из трёх постов. Не считая этого, вводного, в котором я попыталась очертить масштаб фигуры Аньес Варда и контекст её работы в кино. Сама я впервые узнала её имя в 2002 году. Подруга- феминистка из Кёльна позвала меня на новый фильм: “Собиратели и собирательницы”. С первых же кадров он дал мне ощущение, что я обрела нечто безошибочно своё. Но прошло 7 лет прежде чем я опять встретилась с творчеством Аньес Варда, теперь уже на этой ретроспективе. А в промежутке была ЖЖ-интерлюдия. Моя френдесса Даша ака
abkde - яркая личность, увлечённая теологией, музыкой, путешествиями по всей планете - заинтересовалась после поездки в Италию экологией, конкретно проблемой мусора. Его социогенезом, отношением к нему со стороны общества и его переработкой. Я вспомнила о фильме “Собиратели и собирательницы”. О культурном вИдении “отходов”, которое выражено у Аньес Варда. Даша разыскала фильм в сети. Она написала большой пост, в котором связала этот фильм непосредственно с собой, своей семьёй и своим жизненным опытом: http://abkde.livejournal.com/127945.html. Более того, она опубликовала подробные цитаты из фильма у себя в ЖЖ. Тем, кому интересна фигура Аньес Варда, я рекомендую почитать для начала пост
abkde. Но при этом учесть, что творчество Аньес Варда невероятно разнообразно. Например, фильм “Счастье” (Le Bonheur) настолько отличается от “Собирателей и собирательниц”, что кажется вышедшим из-под совсем иной руки...
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Имя и творчество Аньес Варда мало известны российскому зрителю. Разве что узкому кругу людей, имеющих доступ к столичным фестивальным площадкам и к кинотеатрам, где идут фильмы из киноархивов. В 1995 г. в Москве была её ретроспектива, о чём написал в “Коммерсанте” Андрей Плахов: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=113361
На Западе ситуация почти аналогичная. Здесь любители “сложного” кино наверняка слышали её имя и видели её фильмы. И всё же у Аньес Варда, социально и политически ангажированной интеллектуалки, феминистки, не пропустившей ничего из духовных и философских исканий своего времени, отмеченной многими престижными международными премиями, зрительская аудитория гораздо меньше, чем у её мужа, режиссёра Жака Деми, снявшего мюзиклы “Шербургские зонтики” и “Девушки из Рошфора”. Трудно представить ещё одну творческую пару, в которой супруги так разительно отличались бы друг от друга в своём творчестве, как Аньес Варда и Жак Деми. При этом оба, каждый по-своему, были новаторами, наложившими отпечаток на историю мирового кино.
На Берлинской юбилейной ретроспективе Аньес Варда зрителю представили творческое наследие этой великой женщины-режиссера всё целиком. Аньес приезжала на открытие, дважды общалась с публикой, давала пресс-конференцию. Я отсмотрела 20 сеансов из 40. Иногда это были два или три короткометражных фильма в одном сеансе. Я ходила в “Арсенал” почти каждый вечер. Часто с друзьями, которые тоже “подсели” на внешне демократичные, а по сути мистические, загадочные и трагикомические современные притчи Аньес Варда. В уютном кинозале с мягкими креслами на время ретроспективы сложилось что-то вроде фэн-клуба. Зрителей было мало, и скоро мы узнавали друг друга уже на подходе, да и кассиры знали нас в лицо. У нас образовались “свои места”, с постоянными соседями под боком. Естественно, завязывались разговоры, обмен мнениями, знакомства. Когда ретроспектива завершилась, возникло ощущение “нехватки”, потери, пустоты и растерянности. У картин Аньес Варда очень странная аура. В них так много её самой, её семьи, её друзей, её пространства (фильм 2008 года “Побережья Аньес”) - иными словами, так много личного, что все фильмы в сумме можно воспринять как её специфический кинодневник, чем-то даже сходный с ЖЖ-текстом. На первом месте стоит обращённое лично “к тебе” эмоциональное послание, но оно соседствует с философским дискурсом об общечеловеческих проблемах, с дерзким киноэкспериментом, провокацией, игрой с кинокамерой и с кинозрителем. Почти всегда Аньес Варда одновременно с кинотекстом показывает зрителю и свой метод – как “это” делается, и саму себя в процесе съёмки. Её официально считают одной из “матерей-основательниц”Nouvelle Vague, и она это подтверждает в созданной ею субъективной истории мирового и французского кинематографа, снимая и снимаясь вместе со своими коллегами и современниками: Эриком Ромером, Жаком Деми, Жан-Люк Годаром. Для меня лично нет сомнения, что творческое наследие Аньес Варда недооценено по одной-единственной причине: из-за того, что она - женщина. В ту эпоху, когда она начинала свою карьеру, у общества ещё не было понимания, как действуют механизмы дискриминации по принципу пола на пространстве художественного высказывания. Эти механизмы были деконструированы примерно лет 30/40 спустя, в 70/80-х годах, и позже стали достоянием массового общественного дискурса. Но на творчество Аньес эти механизмы до сих пор сохраняют своё действие ex post. Её место в каноне культуры ХХ века определилось тогда, и сейчас это уже очень трудно изменить. Впрочем, вовсе не факт, что переоценка не состоится уже никогда.
Большинство работ Аньес Варда можно отнести к жанру фильма-эссе. Даже когда в них есть сюжет, интрига и художественный эксперимент, всё это прикреплено к конкретной осевой идее, она и обеспечивает материалу целостность. Игровое и документальное кино дополняют друг друга в рамках одного фильма, но это не всегда Fake Documentary. Аньес Варда с самого начала отказалась соблюдать жанровые границы. Почти все её фильмы – это шпагат между поэтической фикциональностью и документалистким реализмом. В её кинопочерке акценты делаются на открытость к экспериментам, интеллектуализм, интерес ко взаимодействию единичного и всеобщего, социального и личного, даже интимного. Аньес Варда теснейшим образом связана с политическим и идеологическим контекстом своей эпохи, а именно, второй половины ХХ-го века.
Ретроспектива открылась итоговым фильмом “Побережья Аньес” (2008), она сняла его о самой себе к своему 80-летию. Надо сказать, что в лице Аньес её коллеги-кинематографисты обрели чуткого и заботливого документалиста и архивиста. Среди её киногероев на первом месте муж, Жак Деми, ему она посвятила несколько фильмов, один из которых - “Жако из Нанта” - посмертный памятник и признание в любви. Он умер в 1990 году, и сейчас уже можно не скрывать, что его диагноз был СПИД (раньше говорили: рак).
Как рассказывать в формате ЖЖ об огромном по объёму и разностильном материале? В один пост с такой ретроспективой и с такой личностью точно не уложишься. Попробую сгруппировать фильмы тематически. Получится как минимум серия из трёх постов. Не считая этого, вводного, в котором я попыталась очертить масштаб фигуры Аньес Варда и контекст её работы в кино. Сама я впервые узнала её имя в 2002 году. Подруга- феминистка из Кёльна позвала меня на новый фильм: “Собиратели и собирательницы”. С первых же кадров он дал мне ощущение, что я обрела нечто безошибочно своё. Но прошло 7 лет прежде чем я опять встретилась с творчеством Аньес Варда, теперь уже на этой ретроспективе. А в промежутке была ЖЖ-интерлюдия. Моя френдесса Даша ака
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)