Собачья история

  •  

Кто из нас хоть раз в жизни задумывался о том, как те или иные события попадают и врываются в нашу жизнь, влияя на нас и на судьбу? Думаю, за тем, что творится каждый день в нашей обыденной и серой жизни, мы просто не замечаем то, какая цепочка событий приводит к тем или иным последствиям. Но разве мы можем это сделать? Нет. Мы никогда не знаем, что происходит за кадром нашей жизни, от нас ускользают все составляющие уравнения нашей жизни. Но, благо есть люди, которые показывают нам хоть и не нашу жизнь, но жизнь живых и красочных персонажей так, как это действительно происходит в реальности — правдоподобно, житейски, энергично, стремительно, молниеносно, трагично. Алехандро Гонсалес Иньярриту — непревзойденный мастер своего дела, который смог скоординировать много важных вещей в своей картине «Сука-любовь», но не сумел полностью довести её до совершенства.

Всё мимолётно. Всё непостоянно. «Если хочешь рассмешить Бога, то поведай ему о своих планах» — говорила Сусанна. Невероятно правильно и мудро. Никогда нельзя загадывать напёред о своей жизни, как это делали практически все герои данной картины. Жизнь всегда вносит свои коррективы. И, будучи, совершенно уверенным в своём будущем, человек чертовски разочаруется в жизни, когда судьба нанесёт свои мазки на картину жизни. Это доказано событиями из жизни Октавио, который как «наивный албанский юноша» мечтал уехать со своей любимой, заработав при этом много денег. Не получилось. А почему? Казалось бы, он сам не смог бы найти причину аварии, в которую попал, не смог бы найти объяснение тому, почему же его любимая сбежала с его братом. Но, вдумчивый Иньярриту смог, благодаря прекрасной постановке и невероятно конструктивному монтажу, показать ту цепочку событий, исход которой мы видели в самом начале фильма.

На первый взгляд, задумку раскрутки нескольких новелл, которые впоследствии пересекаются в одном месте, придумал Тарантино. Правильно, и эта же манера действует в фильмах Иньярриту — «Сука-любовь» и «21 грамм», но у Тарантино нет той чувственности и эмоциональности, которую создаёт Иньярриту. У Тарантино главенствующую роль играют лихо закрученные сюжетные ходы, а Иньярриту может этим не блистать, но всё же его фильмы получаются довольно красивыми. Первая новелла, про Октавио и Сусанну, самая яркая, красочная, энергичная, трагичная. Иньярриту позволяет себе снимать некоторые моменты своего фильма в клиповой манере, особенно в первой новелле, когда один блистательный кадр заменяет другой в купе с быстротечной музыкой. Это отнюдь не кажется лишним, а наоборот подстёгивает зрительское восприятие.

Как правило, в фильмах Иньярриту есть такой персонаж, которому больше всего сопереживаешь и на которого, помимо всего прочего сваливаются все последствия жизни других героев. В «21 грамм» это был Бенисио Дель Торо, в «Сука-любовь» это молодой самоуверенный парень Октавио. Также, обязательно есть герои, которым выпадает жребий монументальной речи в конце фильма. В «21 грамм» это Шон Пенн, который говорит о потере 21-ого грамма человеческого веса во время смерти, предполагающий, что это и есть вес души. В «Сука-любовь» это Чивито, бывший повстанец, ныне — отшельник, который стыдливо проникает в комнату дочери во время её отсутствия и проделывает там всякие действа, после этого оставляя трогательные слова на автоответчике.

Просто удивительно, что в каждой новелле важнейшую роль играют верные друзья человека — собаки. Один зарабатывает на своём ротвейлере, в другом же случае, собака — причина громадной ссоры. Собака — символ преданности. А то, что происходит с героями данного фильма, противоречит преданности — их предаёт жизнь, жестоко кидаясь ироничными и трагичными событиями.

Уж чего не отнимешь у Иньярриту, так это пафоса, навязчивости и утонченности. С какой выверенной чёткостью и конкретикой он создаёт свои творения, что аж не верится и возникает ощущение зрительского дискомфорта, который время от времени рождается из-за скучности и банальности повествования. Вторая новелла, о модели Валерии и её любовнике, вообще смотрится нелепо, в первую очередь потому, что сама Валерия какая-то безликая и эфемерная, во вторую очередь, из-за ситуации с собачонкой. Если в «21 грамм» все герои были настолько точно прорисованы и проработаны, что не возникало никаких претензий, то в «Сука-любовь» появляются некоторые недостатки в развитии героев. Вероятно, в этом виноват актёрский состав, который на вторую новеллу был подобран не очень правильно и качественно, который также не смог передать всю полноту эмоциональности и чувственности. Действительно, если из первой новеллы о Октавио и Сусанне так и хлещут эмоции и чувства, страсть и энергия, то вторая смотрится много более слабее и проще, а третья новелла вообще сходит на нет, из-за недостаточной силы сценария.

«Сука-любовь» — одна из самых противоречивых картин в моей кинографии. С одной стороны, «Сука-любовь» трактует очень сильную и правильную философию об иронии жизни, с другой стороны, фильм «Сука-любовь» явно недоработан в плане кинопроизводства.