Шесть любимых режиссером

Интересно, в каком бы направлении развивался мировой кинематограф, не появись на свет АЛЬФРЕД ХИЧКОК? Этот не самый приятный в общении человек, подверженный к тому же многочисленным маниям, до сих пор считается непревзойденным мастером саспенса. Ни кто не может так нагнетать напряжение, как это делал старик Хич.

Будет ошибкой считать, что режиссер работал только в жанре фильмов ужасов, как это преподносилось в прежние годы. Он был одинаково успешен, снимая черные комедии («Неприятности с Гарри»), шпионские боевики («На север через северо-запад»), триллеры («Окно во двор») и даже драмы («Юнона и павлин»). Самые известные его работы относятся к 1950-60-ым годам: жуткие «Птицы», «Психо», нуаристые «Головокружение», «Окно во двор». Хичкок всегда называл себя простым рассказчиком историй. Правда – чрезвычайно успешным.

БРАТЬЯ КОЭНЫ, наверное, самый странный тандем в истории мирового кино. Мало того, что они четко разделили между собой обязанности на съемочной площадке, но при этом умудрились до сих пор не поругаться. К тому же, каждый их новый фильм становится событием. Их любят киноманы, организаторы всевозможных киношных конкурсов, актеры считают за большую честь поработать с ними. При этом, картины Коэнов в своем подавляющем большинстве проваливаются в прокате, обретая при этом культовый статус.

Братья начали свое восхождение триллером «Просто кровь», обильно сдобренным черным юмором и иронией. Правда, сами они позже признались, что этот нуар получился немного затянутым и немного подрезали хронометраж в авторской версии. Затем последовали «Перекресток Миллера», «Бартон Финк», «Фарго», «Большой Либовски», «О, где же ты, брат?» и «Человек, которого не было». Одно перечисление названий этих фильмов уже способно доставить радость любому киноману. Плюс ко всему, «Фарго» удостоен Оскара за лучший оригинальный сценарий, «Бартон Финк» получил золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале в 1991 году. А сами Коэны в тех же Каннах признавались лучшими режиссерами за картины «Бартон Финк», «Фарго» и «Человек, которого не было».

Их последние на сегодняшний день работы: сатирическая «После прочтения сжечь» и черный ребус «Старикам тут не место». Кстати, чтобы понять, что же в «Стариках» стало с заветным черным чемоданчиком и каков смысл последнего сна героя Томми Ли Джонса, пришлось найти первоисточник – роман Кормака Маккарти. И за это отдельное спасибо.

РОБЕРТ РОДРИГЕС вполне может претендовать на звание самого отчаянного режиссера всех времен. И не потому, что снял фильм с таким названием. Вот иллюстрация степени его любви к кино - чтобы снять свой первый художественный фильм «Эль мариачи», Родригес участвовал в неком медицинском опыте, принимал таинственные таблетки и заработал таким образом деньги для работы. Кто из режиссеров готов повторить это?

Родригес известен еще и тем, что он зачастую выступает в роли не только режиссера, но и сценариста, оператора, компьютерщика, монтажера, продюсера и так далее. Среди его самых известных фильмов – «Отчаянный», «Гонщики», «От заката до рассвета», «Четыре комнаты», «Факультет», три части «Детей шпионов» и стильный «Город греха». Правда, в последнее время Родригес что-то подустал. Отдохни Роберт. Мы подождем.

ДЖОН КАРПЕНТЕР был помешан на кино уже в раннем детстве и первую собственную кинокомпанию основал еще подростком. Это он придумал страшилку «Хэллоуин» и Змея Плискена. Достойно экранизировал «Кристину» и «Туман» Стивена Кинга. Это его фильмы раздергивают на цитаты другие режиссеры, работающие в жанре фильмов ужасов. При этом Карпентеру хватает время писать сценарии и музыку к своим картинам. Не даром Роберт Родригес считает его одним из своих заочных учителей.

Не все фильмы Карпентера имели успех. Его первая работа «Хэллоуин» получила почти десяток продолжений. «Нечто» обругали за неудачную экранизацию культового ужастика «Нечто из иного мира», в котором пришельцем оказалось что-то вроде обладающей интеллектом морковки. «Призраки Марса» с треском провалился и не вызывают интереса даже у фанатов. И все же настоящий культовый статус обрели «Вампиры», «Побег из Нью-Йорка», «В пасти безумия», «Нападение на 13-й полицейский участок» и все то же «Нечто».

Чтобы обрисовать творческую манеру ТЕРРИ ГИЛИАМА, достаточно сказать, что он был одним из основателей великой группы британских режиссеров «Монти Пайтон». Правда, с тех пор много воды утекло. Гилиам повзрослел и место хохоту уступила ироническая ухмылка Чеширского кота.

Истинную известность Гилиаму принесли ни его телевизионные, а киношные работы. Среди них: антиутопии «Бразилия» и «12 обезьян», пародия «Джабервоки», и убойное безобразие «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Несмотря на разность жанров, уши «Монти Пайтон» торчат из каждой его работы. В том числе, из страшной сказки «Братья Гримм».


Режиссер, писатель и актер ДЭВИД ЛИНЧ – настоящий американский авангардный премьер. Более того, благодаря "Твин Пикс", сейчас он нечто вроде культурной иконы. Зрители никогда не относились к Линчу равнодушно. Одни его кино ругают, другие – хвалят. Но в любом случае, Линч попадает в самые болевые точки.

Первым фильмов Линча была сюрреалистическая фантазия «Голова Ластик». С тех пор он не очень то продвинулся в реальный мир, если не считать «Простой истории». Этот режиссер обладает настолько узнаваемым стилем, что как только его стараются копировать, тут же становится очевидно – сработано под Линча. В его фильмографии значатся едва ли не самые странные фильмы всех времен: «Твин Пикс», «Шоссе в никуда», «Синий бархат», «Дикие сердцем», «Малхолланд Драйв».

ДМИЖ ДЖАРМУШ - исключительно оригинальный, независимый режиссер, на мой взгляд, просто гениальный. Он нашедший себе нишу, занять которую, вряд ли, кому-нибудь удастся в обозримом будущем. Подражать ему невозможно. Для этого надо быть Джармушем. Он изучал кино в Нью-Йоркском университете, а его последний студенческий проект "Отпуск без конца" получил международное признание критиков. Для многих настоящим нокаутом была его черно-белая баллада в стиле вестерн "Мертвец" с Джонни Деппом, уводящая зрителя за пределы сознания и этой жизни вообще.

«Ночь на земле», «Таинственный поезд», «Вниз по закону» и «Более странно, чем рай». «Мертвец» был признан лучшим авангардным фильмом 1995-го года, а «Таинственный поезд» получил золотую Пальмовую ветвь в Каннах. Недавний «Предел контроля» можно (и нужно) смотреть без русского перевода. Словарного запаса уровня средней школы должно хватить. Остальное – сила фантазии.