
Долго не решался смотреть этот фильм. Камерное повествование о женщине, пожизненно осужденной и помилованной, и о старом слепом священнике, начавшем впадать в маразм. Ну кто мог бы снять такой фильм в 2009 году? То, как это удалось Клаусу Хярё, кажется просто чудом. Отчасти ему помогает умопомрачительно прекрасная и равнодушная природа, в пространстве которой происходит действие его драм («Элина. Словно меня и не было», «Моя лучшая мама», «Новый человек»). Мельчайшие события, вроде ощупывания чашки, пара из чайника, приобретают на этом фоне особую глубину и значительность. Фокус Хярё заключается в том, что его герои никогда не видят того места, где они находятся. В данном случае буквально – отец Яков слеп, а у убийцы Лейле маленькие заплывшие щеками глазки. Увидеть ситуацию в целом может только зритель – именно ему отводится в кинематографе Хярё особая роль (и особая ответственность), что опять таки весьма несвоевременно – современное кино либо стремится элиминировать зрителя (в арт-хаузе), либо само конструирует имманентного массового зрителя.