
Итак, самый громкий фильм за несколько лет...
Явное противоречие этого фильма - несоответствие между великолепными спецэффектами и дефицитом фантазии. Говоря другими словами - диссонанс между претензиями (они на высочайшем уровне) и содержанием этой картины.
Лозунг фильма "Это новый мир" - просто насмешка. Никакого нового мира Кэмерон не придумал. Образ планеты Пандора так же вторичен и неоригинален, как и ее название. Да и сами обитатели Пандоры - это же прямая экранизация быта первобытных племен присваивающей экономики (охотников и кочевников). Кэмерон просто воспроизвел жизнь американских индейцев, при чем как во внешнем образе (украшения из перьев, лук и стрелы, специфические украшения), так и в отношении к природе и в социальной структуре. Никакой фантазии при этом не проявил.
Спрашивается - с какой стати нужно было индейцев рисовать в образе инопланетян?
Я считаю, что фантастика существует не ради спецэффектов, а ради раскрытия тех вопросов, которые на "реалистичном" материале трудно рассмотреть. Собственно в русском языке это слово связано со словом "фантазия" - она позволяет людям постичь иную реальность. Именно таковы лучшие образцы фантастики - у Лема, Парнова и т.д.
У Кэмерона же новой реальности нет - у него действуют бравые морпехи, стереотипные ученые, и... индейцы. Фантазии хватило только на антураж - необычные цвета и шикарные спецэффекты.
По поводу эффектов. Бросается в глаза полное отсутствие новизны в изображении животного и растительного мира Пандоры. Все "необыкновенные" звери совершенно не новы. Растения изображены так, что напоминают причудливые заставки- screensaver`ы.
Фильм полон заимствований из предыдущих картин. Фабула фильма (солдат-наемник переходит по убеждению на сторону духовно богатого, но слабого противника) - прямой аналог картины пятилетней давности "Последний самурай" с Томом Крузом. Идея тел-аватаров перекликается с фильмом "Суррогаты" с Брюсом Уиллисом. И так далее.
Мне "Аватар" чем-то напомнил фильм "Бенджамин Баттон". Общее у них то, что это фильмы-фальшивки. Абсолютно пустые в плане проблематики (но претендующие на серьезность и драматизм). Бессмысленное перенесение в поле фантастики банальных человеческих проблем. Это два фильма - мыльных пузыря. Раньше Кэмерон снимал откровенно коммерческие ленты, они были сильнее и более цельными. Сейчас он тоже снял совершенно коммерческий попсовый проект, но с претензией и псевдо-глубиной.
Странно, что этот слабый фильм-однодневка, похоже, действительно, лучше всех фильмов в этом году. Вот и получится, что эта пустышка получит "Оскар". А десять лет назад несравнимо более революционный и сильный фильм "Матрица" даже не претендовал на "Оскар" - как резко упала конкуренция в американском кино!