"Поклонение" ("Adoration") Атома Эгояна было представлено публике в конкурсной программе позапрошлого Каннского кинофестиваля. Никаких призов фильм тогда не получил. На других фестивалях ему тоже блеснуть не удалось. Да и в прокате он прошел незамеченным. Тем не менее, это не означает, что «Поклонение» совершенно недостойно внимания.
Первой моей мыслью при просмотре было: "Этого стоило ожидать. Представитель одного народа-страдальца (армян) снял фильм о проблемах другого такого же народа (евреев)". Подобное ощущение, к счастью, оказалось ошибочным. Конечно, проблема арабского терроризма в сюжете затрагивается, но в целом фильм не об этом. Он поднимает куда более общие смысловые пласты, и конкретный межнациональный конфликт на их фоне предстает лишь частным примером, иллюстрирующим общее правило.
Название картины отсылает нас к библейской легенде о поклонении волхвов новорожденному Иисусу. В христианской традиции воссоздание этой сцены – неотъемлемая часть празднования Рождества. Многие верующие прямо во дворах своих домов выставляют фигуры, изображающие Марию, Иосифа, младенца Христа и трех странников, приносящих ему дары. В семье Саймона всегда делали именно так. Увы, но сейчас из родных у мальчика остался лишь дядя. Родители Саймона погибли несколько лет назад. Обстоятельства их смерти как раз и становятся основной загадкой фильма, которая начнет раскрываться далеко не сразу.
Несмотря на всё различие тем, новый фильм Атома Эгояна напрашивается на сравнение с его предыдущей работой "Где скрывается правда". Там в центре сюжета тоже была трагедия, случившаяся в далеком прошлом. Зритель видел ее глазами разных персонажей, у каждого из которых был свой кусочек правды и свои мотивы его скрывать. Режиссер ловко жонглировал противоречивыми версиями, до самого конца скрывая истинную картину произошедшего.
Сюжет "Поклонения" выстроен схожим образом. События начинаются с того, что учительница предлагает ученикам класса, где учился Саймон, перевести текст с французского языка. В качестве задания для перевода она выбирает историю, как таможенники задержали в аэропорту беременную женщину-христианку, направлявшуюся в Израиль, у которой в сумке оказалась бомба. Взрывное устройство ей тайком подложил собственный муж-араб, отправивший жену одну в Святую Землю, пообещав, что сам он прилетит туда двумя днями позже. Саймон неожиданно решает пересказать текст, как если бы эта женщина была его матерью, ее муж – его отцом, а он сам тем не рожденным пока ребенком. Учительница, разумеется, спрашивает ученика, зачем он написал такой рассказ. Саймон отвечает, что услышанное им на уроке перекликается с историей его семьи. Тогда учительница, которая помимо французского преподает еще и драматическое искусство, просит мальчика прочесть свой вариант учебного задания одноклассникам, но сделать это так, чтобы они поверили.
Тут и начинается загадка "Поклонения". Чем является рассказ Саймона? Выдумкой от начала до конца? Полуправдой, основанной на реальных событиях? Или тем, что ему пришлось пережить в действительности?
Как бы то ни было, одноклассники мальчика принимают его историю за чистую монету. Они начинают активно обсуждать ее в видео-чате. Вскоре к дискуссии присоединяются их родители, затем друзья родителей, потом знакомые друзей родителей. Число участников обсуждения растет, как снежный ком. В чате появляются те, кто винит террористов во всех своих бедах, даже в собственном ожирении, ведь им приходилось обильно заедать страх перед терактом во время частых перелетов. Свой вклад в спор вносят жертвы Холокоста с лагерными номерами на руках. Им оппонируют неонацисты, у которых на предплечье вытатуировано "шесть миллионов лгут". Устами многочисленных персонажей Атом Эгоян методично и несколько прямолинейно перебирает самые разные трактовки. Кем был отец Саймона? Монстром, собиравшимся убить сотни неповинных людей, включая своих жену и сына? Трусом, вершившим зло из безопасного укрытия? Героем, желавшим увидеть результат своих усилий?
Как ни странно, но из этой пространной дискуссии не последует никаких определенных выводов. То ли режиссер намеренно воздерживается от подведения окончательной черты, предоставляя зрителю самому решить, кто прав, а кто – нет. То ли ему неизвестны правильные ответы на поднятые вопросы. То ли просто не верит, что в интернет-спорах может родиться истина. Единственное обобщение, сделанное в "Поклонении", прозвучит уж очень расплывчато: люди, способные на всё, есть везде. В итоге фильм вернется к тому же, с чего начался, – к истории подростка, потерявшего родителей и пытающего справиться с болью утраты. Возможно, тут и коренится суть – досужие размышления не должны заслонять от нас живых людей. Впрочем, с этой мыслью по ходу картины полемизирует сам Саймон.