
“Жара или стужа на дворе - Скруджа это беспокоило мало. Никакое тепло не могло его обогреть, и никакой мороз его не пробирал. Самый яростный ветер не мог быть злее Скруджа, самая лютая метель не могла быть столь жестока, как он, самый проливной дождь не был так беспощаден. Непогода ничем не могла его пронять. Ливень, град, снег могли похвалиться только одним преимуществом перед Скруджем - они нередко сходили на землю в щедром изобилии, а Скруджу щедрость была неведома”.
“Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями” (A Christmas Carol in Prose, Being a Ghost Story of Christmas) Чарльза Диккенса оказалась произведением успешным, с какой стороны не взгляни. Одна из пяти “Рождественских повестей” (которые были задуманы автором социальной проповедью в увлекательной форме и выходили к празднику в период с 1843 по 1848 года) стала не только одной из самых популярных истории о Рождестве в литературе, но и самым экранизируемым творением Диккенса в литературе. Сказ о злобном скряге Эбенезере Скрудже, которому в канун праздника являлись три духа, демонстрировали его прошлое, настоящее и незавидное будущее и заставляли пересмотреть взгляды на жизнь, исправно переносился на экран, начиная с 1910 года. А в какие-то годы появлялось и по несколько вариантов. Перечислять всех персоналий не имеет смысла (и сюжеты идентичны, и мало кого из них отечественный зритель знает вообще), посему дальше представлены лишь некоторые, наиболее приметные на мой взгляд кандидатуры (термин "самый" также носит сугубо субъективный характер).
Самый известный обладатель имени (точнее, фамилии) Скрудж – впервые этот селезень (имеющий шотландские корни) появился в комиксе 1947-го года и прошёл путь от второстепенного персонажа до одного из главных героев вселенной Диснея, на экране появившись в 1967 году:

Самый первый (1910) – зачинатель традиции Марк МакДермот:




Самый голосистый (1935) – фильм при участии Сеймура Хикса стал первой звуковой лентой о Скрудже:

Самый известный в своё время (1951) – выйдя на экраны, лента с Алестейром Симом вскоре была признана наиболее популярной адаптацией у зрительской аудитории (прежде это звание удерживала за собой версия 1938-го года с Реджинальдом Оуэном):


Самый проницательный (1956 и 1958) – Бэзил Рэтбоун долгое время также был официальным лицом Шерлока Холмса:


Скрудж из фильма с самым длинным названием – Карл Уэри в немецкой ленте “Ein Weihnachtslied in Prosa oder Eine Geistergeschichte zum Christfest” (1960):

Самый музыкальный (1970) – лента с Альбертом Финни была номинирована на четыре “Оскара”, а сам исполнитель был отмечен “Золотым глобусом”. Кроме того, в 1992-м году появился мюзикл, адаптация фильма:

Самый памятный Скрудж 80-х (1988) – вообще-то, герой Билла Мюррея носил в этом фильме имя Фрэнка Кросса, но положенная процедура с явлением духов выпала именно на его долю:

Самый английский (и мой самый любимый вариант) (1992) – даже будь на месте главного исполнителя кто-то другой, эта версия всё равно бы заслуживала внимания, но с Майклом Кейном она стоит просмотра вдвойне:

Самый женственный (1995) – 20-кратная номинантка на “Daytime Emmy” (и всё за роль в сериале “All My Children”) Сьюзен Люччи стала первой, кажется, женской версией знаменитого персонажа:

Самый грозный (1999) – в перерыве между управлением “Энтерпрайза” и озвучиванием капитана Пикарда в компьютерных играх Патрик Стюарт успел примерить на себя цилиндр Скруджа и пройти через встречу со своим прошлым и будущим (к чему ему и в “Star trek” было не привыкать):

Самый технологичный (2009) – Роберт Земекис, уже нарезвившийся с технологией motion capture в “Полярном экспрессе” и “Беовульфе”, на сей раз обвешал датчиками движениями гуттаперчевого Джима Кэрри, который отыграл также и ряд второстепенных персонажей:




Аналогичные подборки: