Общее ощущение такое, что кино на подъеме.
И крупнейшие европейские фестивали 2009 – Канн и Венеция – продемонстрировали тоже самое. Хотя кто-то и переживал, что конкурс был завален шедеврами от первых номеров, так что молодым было негде развернуться.
Вот я как-то в этом большой беды не вижу, когда большие мастера вдруг разом находят необходимость высказаться. Это и свидетельствует о времени: если их торкает, значит, время такое. А насчет молодежи и новых тенденциях: поиски новых форм и тем усиливаются и становятся основным трендом тогда, когда на старом языке типа уже все высказались и говорить больше не о чем. А сейчас, выходит, есть о чем говорить.
Особенно реально конец года радует: взрослые режиссеры как будто проснулись от спячки и начали снимать кино для взрослых. Не для попкорна. Не для разрядки напряжения и не для поцелуев на задних рядах. Чтобы было о чем подумать, о чем поговорить и поспорить.
Вот и список номинантов Золотого Глобуса подтверждает: кино как-то зашевелилось.
Из того, что мы уже видели: "Аватар" Джеймса Кэмерона – номинации за лучший драматический фильм, лучшего режиссера (и еще 2) никого, наверное, не удивят.
То же можно сказать и про "Бесславных ублюдков" - Квентин Тарантино номинируется как лучший режиссер и лучший сценарист, фильм – в категории "лучший драматический" и актер Кристоф Вальц – за роль второго плана.
Конечно, тем интереснее посмотреть фильмы, которые составят конкуренцию этим вполне себе шедеврам: что это за "Мне бы в небо!" снял небезызвестный Джейсон Рейтман (на его счету – и кассовые комедийные хиты "Детсадовский полицейский", "Близнецы" и "Охотники за приведениями (2 штуки)", и ироничная сатира "Здесь курят", и фаворит Оскара-2008 (а здесь его результаты) "Джуно", тогда реальный приз достался только сценаристке, но номинаций-то было 4, и режиссер, и лучший фильм – в том числе!)?
"Мне бы в небо!" и по описанию выглядит не стандартным и забавным (про человека, который, перелетая в командировки из города в город, проводит больше времени в аэропортах и в воздухе, чем вне их на земле…), и Джордж Клуни в качестве главного героя заранее кажется достойным всех премий и наград (после его победоносного появления только что в "Безумном спецназе").
Отдельной интригой станет номинация режиссера Кэтрин Бигилоу и ее фильма "Повелитель бури" - за сценарий и как лучший драматический.
Кэтрин Бигилоу вполне по силам тягаться с мужчинами режиссерами за серьезный трофей с серьезным материалом: ее фильм рассказывает о войне в Ираке. (А до того Кэтрин сняла такие выдающиеся и не сентиментальные ленты, как "На гребне волны" и "К-19").
Но главная интрига в другом: это редчайший случай, когда за режиссерский приз борются бывшие супруги – когда-то Джеймс Кэмерон и Кэтрин Бигилоу были мужем и женой. Два режиссера первой величины в одной берлоге! Не удивительно, что не ужились…
И пятый номинант – теперь это входит в традицию, наверное, правильно: остросоциальный афроамериканский проблемный фильм с героиней – (как в анекдоте про политкорректность - о том, каким должен быть президент Соединенных Штатов, но здесь все-таки еще не президент, а героиня фильма-номинанта на Золотой Глобус) - беременной бедной несовершеннолетней афроамериканкой, страдающей избыточным весом. (Нет! И это еще не все! Беременной вторым ребенком! Вот теперь все!)
Фильм называется "Тужься" и номинирован на кучу женских актерских призов.
Зато фильм Клинта Иствуда "Непокоренный" в номинации на лучший фильм не представлен. Только Клинт Иствуд номинируется – как режиссер, Морган Фримен – как актер первого, а Метт Деймон – второго плана. Из-за них всех фильм, конечно, хочется посмотреть поскорее.
Так, если уж зашла речь об актерских номинациях: на лучшую мужскую роль в драматическом фильме еще (про Клуни и Фримена не забываем!) номинируется Джефф Бриджес – неплохо, да? – С фильмом "Сумасшедшее сердце", в котором старина Джефф сыграл бывшего звезду кантри, ныне алкоголика, который находит смысл и цель, став наставником новой кантри-звезды. Опять же, после только что сыгранного блестяще в "Безумном спецназе" наставника-гуру экстра-спецназовцев, наставника вполне алкоголического и с достаточно безумным сердцем, эту его роль представить себе легко, и представить, увенчанной Глобусом – тоже легко. Скорей бы уж увидеть!
И последний драматический номинант – "Одинокий мужчина" Колин Ферт, уже отхвативший за эту роль кое-какие призы в Венеции.
Про женские номинации в категории драматический фильм говорить пока рано – кроме "Молодой Виктории" Эмили Блант мы и не видели никого.
Особенно интересна в этой категории роль Хелен Мирен в фильме "Последняя станция", ведь она сыграла там не чужую нам Софью Андреевну, а весь фильм – о последних днях жизни великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, (его играет никуда не номинированный, но от того не менее интересный Кристофер Пламмер). Так что дождаться и увидеть своими глазами, как представляют наших за границей – опять же, интересно вдвойне.
Поговорим теперь о веселом.
Веселый Золотой Глобус, чуть ли не единственный в мире, решил не смешивать в один вареник драматические и комедийные (музыкальные) фильмы и оценивать их параллельно. Так что комедия-мюзикл – вынесены в отдельную категорию.
Из пятерки мы пока видели "500 дней лета" - милая, но ничего особенного романтическая комедия о первой несчастной любви, исполнитель главной мужской роли юноша Джон Гордон-Левит почему-то удостоился и номинации на лучшую мужскую роль в комедии.
Даже странно, учитывая, что рядом с ним – такие монстры, как Дэниэл Дей-Льюис – в мюзикле "Девять". Итальянский композитор, название и пропорция женских и мужских ролей (на одного Льюиса – чуть ли не десяток супер-звезд-женщин) - позволяют предполагать музыкальный парафраз "8 с половиной" Феллини. Кроме Льюиса, в фильме задействованы Марион Котийяр – номинация на лучшую женскую роль 1-го плана в комедии, Пенелопа Крус – номинация на лучшую женскую роль 2-го плана в комедии и – так, погулять вышли и остались без номинаций Джуди Денч и Николь Кидман. А, да, еще – Софи Лорен, чтоб уж было все понятно.
Про мужчин-музыкальных комиков: на звание лучшего претендуют еще Мэтт Деймон в долгожданном "Информаторе" у Стивена Содерберга и Роберт Дауни-младший в "Шерлоке Холмсе".
Так что у мальчика из "500 дней", похоже, нет шансов.
Про женщин: Глобус у Марион Котийяр будут оспаривать Джулия Робертс (фильм прошел еще весной, "Ничего личного", про любовные игры супер-шпионов. Робертс там хороша, но без особых восторгов…)
И два дубля – Сандра Балок вышла на тропу войны с двумя фильмами – "Невидимая сторона" - где она играет приемную мать черного мальчика-футболиста, который станет супер-чемпионом и "Предложение" - летом прошедшая в прокате свадебная комедия.
Конечно, при всей любви к ним, к Джулии Робертс и Сандре Баллок, и уважении к оскароносице-Котийяр, они все уступают, всегда – Мэрил Стрип. Она тоже пришла к финишу сразу с двумя комедиями – "Простые сложности" - еще не известная нам веселая история про то, как зрелая женщина мечется между старым мужем и молодым любовником, и "Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту", кулинарная комедия, (в которой не только Мэрил Стрип замечательно хороша и совершенно на себя не похожа, но и ее юная партнерша Эми Адамс – вот ее бы надо было номинировать. Такая смешная!)
Фильм добрый, жизнеутверждающий и даже по-своему революционный – на наших глазах героини поглощают тонны жирной, сладкой и богатой углеводами пищи, ни слова не пикнув о диете, о фигуре и о подсчете калорий. Конечно, каждый раз давать Мэрил Стрип призы – Глобусов не напасешься. Но что ж тут поделаешь, если она – лучшая?
Так, что там осталось? Анимационные фильмы. В пятерке: политкоррекный "Вверх", сатирический "Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек", страшненькая "Коралина в стране кошмаров", джазовая "Принцесса и лягушка" и темная лошадка "Бесподобный мистер Фокс", на которого я бы и поставила – потому что он неизвестно что, а остальные четыре – известно.
А вот в номинации лучший фильм на иностранном языке - из четырех известных, все четыре, практически, лучшие: "Белая лента" Михаэля Ханнеке, "Разомкнутые объятья" Педро Альмодовара, "Пророк" Жака Одияра, "Баария" Джузеппе Торнаторе. И еще чилийский фильм.
В общем, получается, что год был удачным и плодотворным, когда в каждой номинации (кроме, на мой взгляд, анимации), все позиции занимают действительно значительные фильмы, фигуры первой величины не сидели сложа руки, актеры сыграли большие и неожиданные для себя и для зрителя роли.
А уж кто победил поименно – о чем мы узнаем 17 января – да так ли уж это важно?
Реально, важно, конечно, список победителей намечает уже тенденции развития и направления движения на будущий год. А вот список номинаций как будто подводит итог году этому, 2009.
Итог положительный, и никакой кризис не помешал!
понедельник, 28 декабря 2009