Думаю, первое, что нужно сделать всем, кто собрался посмотреть новый фильм Джэймса Кэмерона «Аватар» - ударить по морде свое нонконформистское и неимоверно большое чувство собственной важности. Идите на… сеанс, как пустой сосуд. Забудьте на некоторое время все, просто смотрите, так будет проще всем – и вам, и окружающим. Проект, безусловно, претенциозный, обратное утверждать совершенно бессмысленно. Но эпический размах совершенно не идет в разрез с талантом Кэмерона, как бы парадоксально эта фраза не звучала. Мы привыкли находить многим вещам денежный эквивалент, и эта привычка зачастую играет с нами злую шутку. По огромной цифре бюджета, мы заранее определяем, что картина, скорее всего, будет масштабной, зрелищной и красивой, но вместе с тем, для большинства из нас сумма с бесконечной вереницей нулей сигнализирует о том, что продукт лишен души, «жвачка для тупого быдла».
       Да, если измерять причины возникновения событий и их следствий только по долларовой шкале, можно легко привыкнуть к тому, что каждый фильм на экране приобретает оттенки болотной зелени и запах гнили, от которого начинает тошнить. Но к черту предрассудки и чистоплюйство! Я не утверждаю, что товарищ Кэмерон альтруист, но относиться к нему, как к обычному ремесленнику в корне неправильно и оскорбительно. Его проекты безумно дороги, но кто осмелится опровергнуть то, что каждый из них это ребенок, рожденный и воспитанный, часть души самого создателя. Кто забыл, как наматывал сопли на кулак, когда железный Арни погружался в раскаленную сталь, или вздрагивал при фразе под аккомпанемент дорожной разметки: «если даже киборг смог понять ценность человеческой жизни»? Скажите, не было такого! Хуй с вами! А Рипли, или на крайний случай Джэк и Роуз :) ? (Лично я, не лукавя, считаю «Терминатор 2» и «Чужие» шедеврами.) Но даже если отбросить сюжетную составляющую, невозможно переоценить тот уровень профессионализма, с которым создавались эти проекты.
       И переходя в данном вопросе к «Аватару», мой мозг отказывается понимать, как возможно было проконтролировать и скоординировать работу огромного штата специалистов, для того, чтобы в результате получился настолько красивый по всем параметрам экшн. Тридэ лишено искусственности моушн кэпчеровских болванчиков, живейшая мимика, отточенная постановка и монтаж боевых сцен, безумные темпы которых ничуть не сказываются на их зрелищности. Я молчу о самом визуальном стиле. Даже, когда смотришь документалки про съемки намного менее амбициозных и технически сложных фильмов, удивляешься, какое количество специалистов участвует во всех производственных этапах, не говоря о затраченном времени. Пережив «Аватар», просто-напросто не верится, что подобный размах возможно обуздать, заставить повиноваться себе.
       Хотелось бы еще отметить, что 3-D здесь несет немного другую функцию, нежели обычно. Трехмерность призвана, чтобы создать эффект присутствия и соответственно вжиться в атмосферу чужой планеты, а не для банального развлечения, ограниченного высовыванем из экрана всякой дряни прямо в глаза зрителю. Фильм снимался специально для цифровых кинотеатров нового поколения RealD Cinema. Данная технология использует круговую поляризацию, которая позволяет сохранять цветопередачу и избегать двоения изображения при наклонах головы. Высокая скорость передачи кадров – 72 в секунду для каждого глаза – позволяет получать гладкую картинку. Процитирую: «Выбирая зал и место, обязательно садитесь так, чтобы охватить весь экран глазами можно было лишь поворачивая голову. Потому что это не наивный аттракцион с вылезающими с экрана выпуклостями, а окно на Пандору, из которого вы высунулись по пояс. Если кроме экрана вы видите стены зала, время от времени эффект присутствия будет сбиваться — потому что волей-неволей вы будете фиксировать края изображения. А вот если вы сядете так, что растворитесь в картинке, то все три часа вы проведете на Пандоре.» (источник http://filmz.ru/bloggers/44/blog/417/?comment_id=170028)

       Лично я не испытывал таких бурных чувств в кинотеатре,.. да может и никогда не испытывал!.. лет десять, с конца 1999-го. Очарование нетронутой экзотической природы, первобытной хищной красоты принцессы Оматикая и свободы – вот что я чувствовал, находясь на Пандоре. Во время финальных баталий, сердце кричало и рвалось на волю. Долбило с внутренней стороны грудной клетки как барабан, не преувеличиваю! И подобно тому, как герой Уоррингтона стремился оставаться в своей капсуле, мне не хотелось снимать 3D-очки и покидать зал.

Оценка: ****/****