Опуская фактологическую и историческую стороны фильма, вызывающие ряд вопросов, я всё рассматриваю картину как художественное произведение, а отнюдь не как документальную хронику событий - и некоторые отступления от летописных событий вполне допустимы.
Конфликт главных героев, положенный в основу фильма, а именно, противостояние Ивана Грозного и митрополита Филиппа, и в более широком смысле - светской и духовной власти - очень показателен: на протяжении веков он длился с переменным успехом, закончившись победой светской власти и идеологии. Борьба продолжалась во всех европейских государствах - от Русского государства до Британских островов.
Конфликт на официальном уровне усугубляется конфликтом личного характера - бывшие друзья становятся непримиримыми врагами, борьба идёт не на жизнь, а на смерть - и один из них должен умереть. Но тот, кто победил в этой неравной схватке - победитель ли он? В этот и есть, на мой взгляд, нравственный вопрос, заданный зрителю создателями картины.
История противостояния Царя Ивана и Митрополита Филиппа - не единственная в своём роде - достаточно вспомнить события, связанные с гибелью Томаса Бекета, архиепископа Кентербери. Приближённый английского короля Генриха II, друг и сподручный короля, по протекции которого он становится главным иерархом англйской католической церкви, Бекет, неожиданным для короля образом превращается в главного апологета церкви, а значит, в злейшего врага короля. Светская власть победила - Бекет был заколот в соборе, у алтаря, во время молитвы.
Финальные кадры фильма - и фразу Грозного " Где мой народ?", произнесённую им в полной тишине и одиночестве, можно было бы дополнить пушкинской ремаркой из "Бориса Годунова" "Народ безмолвствует..."
Конфликт главных героев, положенный в основу фильма, а именно, противостояние Ивана Грозного и митрополита Филиппа, и в более широком смысле - светской и духовной власти - очень показателен: на протяжении веков он длился с переменным успехом, закончившись победой светской власти и идеологии. Борьба продолжалась во всех европейских государствах - от Русского государства до Британских островов.
Конфликт на официальном уровне усугубляется конфликтом личного характера - бывшие друзья становятся непримиримыми врагами, борьба идёт не на жизнь, а на смерть - и один из них должен умереть. Но тот, кто победил в этой неравной схватке - победитель ли он? В этот и есть, на мой взгляд, нравственный вопрос, заданный зрителю создателями картины.
История противостояния Царя Ивана и Митрополита Филиппа - не единственная в своём роде - достаточно вспомнить события, связанные с гибелью Томаса Бекета, архиепископа Кентербери. Приближённый английского короля Генриха II, друг и сподручный короля, по протекции которого он становится главным иерархом англйской католической церкви, Бекет, неожиданным для короля образом превращается в главного апологета церкви, а значит, в злейшего врага короля. Светская власть победила - Бекет был заколот в соборе, у алтаря, во время молитвы.
Финальные кадры фильма - и фразу Грозного " Где мой народ?", произнесённую им в полной тишине и одиночестве, можно было бы дополнить пушкинской ремаркой из "Бориса Годунова" "Народ безмолвствует..."