Бывают книги, о которых думаешь: а классное из этой истории бы получилось кино!
"Безумный спецназ", или, лучше, как в оригинале "Люди, которые смотрят на коз (The Men Who Stare at Goats)" - фильм, про который думаешь: хорошая бы получилась книга. Пусть бы ее написал Мураками. Или Пелевин. Переплетения реальности и ирреальности, их соревнование за точку зрения героя, сам герой, и, конечно же, великолепные встреченные им джедаи Новой Армии Земли – все они оттуда.
И жалко, что в фильме негде развернуться прочувствованным и занудно-сиротливым размышлениям незадачливого журналиста о себе и о том, что с ним происходит – кино не место для внутренних монологов, дальше, дальше, должно что-то происходить – и оно происходит!
Тюха-мямля-так-себе-журналист (в блистательном исполнении Юэна МакГрегора. Дурак с мороза из него хоть куда!) не корысти ради, а токмо волею пославшей его (к едрене фене) жены оказывается как бы в горячей точке. Как бы в Ираке. Чтобы доказать всем, а еще лучше – убежать от всех. Но не в Ираке он сидит, а в гостинице, далеко от границы, и даже не знает, как к этой границе подобраться.
И тут начинаются чудеса. То ли в воспаленном воображении униженного и оскорбленного журналиста, то ли на самом деле. Он встречает, одного за другим, воинов парадоксальной и смехотворной Новой Армии Земли. То ли реальных джедаев, то ли погрязших в наркоманском бреду лузеров. Но последовательных в своем бреду. И на кой-какие чудеса-таки способных. Хотя и прокалываются на каждом шагу эти сомнительные джедаи тоже по-крупному.
Верить им? Остаться при своих? Стать вестником о них в реальном мире – и пропагандировать их деятельность и принципы, вооружась своим акульим журналистским пером? Или забыть как кошмарный сон, посмеявшись, вернувшись на твердую землю, чего только в горячке не привидится?
А будет разное: и разгон облаков, и причинение смерти посредством взгляда, и нахождение нужного места в пустыне без адреса и карты, и хождение сквозь стену.
Фильм балансирует между двумя противоположными взглядами на происходящее: это все бред! И: это рождение нового мира! И ни разу, кроме, пожалуй, финала, не склоняется с уверенностью к тому или к другому полюсу. Вроде бы. Мимоходом проезжается по миротворческой американской миссии в Ираке. Ну, так, как это мы себе и представляем. Обходится практически без женских персонажей и даже лиц. (Вышеупомянутая жена-предательница помаячит где-то на заднем плане пару раз.) И при этом выглядит – фильм – как пир для глаз. Праздник народных артистов.
Вот на кого надо смотреть! А то мы все чаще смотрим на … коз. Юэн МакГрегор, Джордж Клуни, неповторимый (никем, кроме самого себя – вспомним "Большой Лебовски") Джефф Бриджес и Кевин Спейси! И у всех у них – настоящие большие роли.
Ищущий ученик – МакГрегор (снова в учениках у джедая! Можно смеяться.); преданный адепт и джедай высшей степени посвящения Джодж Клуни; духовный учитель и основатель Новой Армии Земли – Джефф Бриджес; предатель и ренегат, извративший идею и захвативший власть – Кевин Спейси. Ну, как?
Да просто жалко такие мощные придумки запихивать в жесткие рамки сценария полнометражного фильма. При этом расслабленная ироничность в качестве тона повествования в сочетании с напряженным действием – это волшебный духоподъемный коктейль: о войне и мире, о героях и злодеях, о добре и зле. А все они хороши, так хороши! Как будто (тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!) большие актеры возвращаются в большое кино в качестве главного выразительного средства. То есть этот как бы устаревший было жанр – актерского кино – возвращает свои позиции. Ура!
суббота, 26 декабря 2009