

Между тем сам фильм произвел на меня большое впечатление - как визуальной стороной (смотрел 3D- был в полном восторге!), так и идеей. Красоты фильма описывать можно долго - но лучше один раз увидеть. Лично мне понравилось, что в какой-то момент было уже трудно понять где же кино обычное, а где нарисованное. Так удачно и ладно спецеффекты были встроены в действие фильма, что и "спецэффектами" их было трудно назвать.
Что до идеи фильма, то я, как человек русский, и критично настроенный, помимо явно подаваемой идеи "береги природу - твою мать!", увидел еще несколько подтекстов, которые, как мне кажется, не столь прямолинейны, и будь американская аудитория чуток проницательнее - я думаю, что Кемерон был бы освистан американской публикой, т.к. поднимаемые вопросы не слишком приятны.
Использование луков и стрел для охоты, чтение следов как книги, принесение молитв и слов о прощении у убитого животного, не убивать больше животных чем можешь съесть.. А так же - гордый вождь, шаманы, Богиня-мать... Вам это ничего не напоминает? Думаю вам, как и мне, живо вспоминаются индейцы Северной Америки, какими их обычно показывают в кино.
Недавно индейцы Северной Америки объявили, что т.к. белые не выполняют обещаний, данных их предкам, то они выходят из состава США. А это несколько центральных штатов. Никто не обратил внимания на эти заявления, и все осталось как было. Но буквально 8 декабря этого года Правительство США одобрило 1,4 миллиарда долларов американским индейцам для удовлетворения их претензий к властям страны - это по 1000$ на каждого индейца за пользование племенными территориями (источник), которые с XIX века находятся в т.н. "доверительным управлением" правительства США.
В 1887 году земли и ценности индейцев были переданы в управление федеральному правительству. Взамен для коренных жителей континента были открыты специальные банковские счета, на которые должны были перечисляться доходы от управления имуществом. Однако позже обнаружилось, что на многие счета поступали ничтожно малые суммы: менее одного цента в год.
Зачем я это рассказываю? Затем, что фильм Аватар рассказывает именно эту историю. Историю истребления и покорения, а так же обмана и лжи по отношению к коренным народам Америки. Кемерон увеличил рост, изменил цвет кожи туземцев с Пандоры, но все равно образ гордого, сильного, честного индейского воина остается узнаваемым. Между тем тема индейцев и их прав, как мне кажется, фактически табу в Америке. Индейцы "как бы" есть, "как бы" являются гражданами США, с ними "как бы" заключены договора (вроде описанного выше), и правительство "как бы" заботится о них. Многочисленных проблем коренных народов никто не замечает, и предпочитает о них не говорить.
Фильм Кемерона не рассказывает что было после изгнания землян с Пандоры. А я думаю, что было вот что: люди собрали еще более сильную армию, и выжгли огнем и мечом все живое на Пандоре. Ради минерала, который стоит баснословных денег, и на месторождении которого, по роковому стечению обстоятельств, находится дом туземцев. И я думаю, что то, о чем умалчивает Кемерон, то, что должно быть в будущем - очень печально для Пандоры.
Интересна технологическая сторона фильма - земляне "влезают" в тело аборигенов, и управляют им дистанционно. Оригинально? Ново? Ан нет - другой нашумевший фильм "Суррогаты" - показывает практически ту же картинку, только на самой Земле, где люди, погрязнув в лени и тщеславии заменяют себя своими копиями-роботами, а сами лежат день деньской, и управлют ими (роботами) дистанционно. Проживая чужую жизнь, а не свою. Пока на далекой Пандоре молодые десантники ( как тут не вспомнить ставшее классикой: "война - дело молодых, лекарство против морщин") мочат почти беззащитных туземцев, живущих в гармонии с собой и с планетой.
Вот такой вот довольно неприятный, по-моему, мир. И первые шаги в такой мир сделал сам Джеймс Кемерон - точнее актеры. Ведь в фильме многие актеры - и, обожаемая мною, Сигурни Уивер, и Сэм Уортингтон (главная роль) - все существуют в 2х ипостасях - человеческой, и туземной. Актеры которые "играют" аборигенов (например принцесса аборигенов Зои Салдана) - так вообще всегда находятся в своих "туземных" телах. Компьютерные технологии изменили цвет кожи, рост, строение лица и конечностей каждого из актеров, и хотя черты лица узнаваемы - но это уже не человек. Это опять - кто-то другой. Такой же "другой" как в "Суррогатах" и в самом Аватаре. Это тоже - бегство от себя, превращение в кого-то, кто лучше меня, или красивее, или обладает удивительными способностями, которые мне не даны.
Актерам это требуется по профессии. Но если это будет спроецировано на всех людей... То скорее всего на смену людям придут иные, более живучие и энергичные, жадные до жизни существа.
Еще на что хочу обратить внимание - в фильме показано "симбиотическое" общество - основанное на симбиозе (Симбио