Знание о социальном неравенстве есть знание высокое, холодное и гневное.

Александр Блок

Чудище се зело обло, огромно, стозевно и лаяй.

Радищев







Неоднократно пересматривая фильмы Карпентера, в очередной раз убеждаюсь - наш человек. Идеи, которые Карпентер озвучивает в своих картинах, свидетельствуют о том, что если режиссёр и не придерживается коммунистических взглядов, то уж равнодушным его к проблемам общества не назовёшь. Фильм 1988 года "ОНИ ЖИВУТ", которым старик Карпентер выразил свое внятное отношение к миру, в силу таланта не утратил своего могучего первобытного обаяния до сей поры. И обаяние это исходит из общечеловеческих представлений о том, как должны жить люди.

Скромный видеоряд, неприлично скромное звуковое сопровождение ( два аккорда через всю картину), более чем скромный фантастический антураж, далёкий от блокбастерных постановок - и тем не менее, почерк великого мастера угадывается явственно - не низкий бюджет, а намерение автора делают картину скупой на зрелищность. Не спецдефектами хочет поразить зрителя режиссёр - а поражает именно мыслью, заложенной в неприхотливый жанр кинофантастики.

Сюжет прост - здоровенный мужик, рукастый и головастый, строитель и плотник- на все руки работник, не может найти себе места в жизни. Кризис и безработица, неустройство социальное и личное здесь подчёркнуто в контрасте с положением сильных мира сего. На прямую мольбу о помощи они отвечают очень узнаваемыми формулировками типа "БУДЬ ПОЗИТИВНЫМ" и "НЕ НАДО ОТЧАИВАТЬСЯ" - очень, следует заметить, оптимистичными и бодрыми и настолько же похуистическими и равнодушными. Они щеголяют загорелой кожей, белоснежной улыбкой, дорогими костюмами и роскошными авто. У них всё заебись. Но при этом между НИМИ и НАМИ какая-то невидимая пропасть, вроде как ОНИ чем-то от НАС отличаются - и фундамент различия именно в их равнодушии, в скотстве моральном и безбожности. То есть как будто ОНИ - не люди. Житуха вокруг - точь-в-точь, как у нас. То есть патока по телеку, обилие рекламы, засилье женского мяса в разнообразной подаче -честной (вроде порнухи) и не очень (вроде рекламы турнавигатора) и объективное неустройство, бедность, засилие произвола сильных мира сего. Я так часто говорю "сильных мира сего", подразумевая под этим князя мира сего, который, уж конечно, не Христос, а наоборот( собственно, об этом Карпентер тоже снял картину, честно назвав её "КНЯЗЬ ТЬМЫ"). Карпентер далее так и заявляет, что сливки общества и власть - НЕ ЛЮДИ вовсе, а чужие уроды с какой-то планеты. Мужик-строитель находит обычные солнечные очки, водрузив которые начинает видеть "ясно и отчётливо, а не как сквозь тусклое стекло". И видит то, что есть - то есть вместо рекламы Турнавигатора с сисястой блондой видит простой слоган "РАЗМНОЖАЙСЯ", а картинки с автомобилем, фруктами, рекламами ему заменяют надписи "ЖРИ", "ПОТРЕБЛЯЙ", "СПИ", "НЕ ДУМАЙ". Апофеозом прозрения стал эпизод, когда вместо привычных денег он видит бумажки с надписью "ЭТО - ТВОЙ БОГ".
Надо ли рассказывать, что он увидел, взглянув на преуспевающих богатых чуваков и чувих? Ясно, что ничего хорошего. Увиделась в свете истины та ядрёная мерзотина, чей внешний облик полностью соответствовал её внутренней сущности. И как же паскудно выглядят люди, которые торгуют родной планетой ради своего частного блага - а ведь есть и такие. Предатели.
Карпентер также не в восторге от женского пола. Кто это кино видел - тот понял. И вот тут-то кроется ещё одна проблема - феминизм не феминизм, но то, что женщины в целом не в ту сторону развиваются моральную, это точно. Предательство и обман, измена и ложь, притворство и коварство - вот признаки современной женщины, образ которой режиссёр воплотил в главной героине. Где идеалы материнства, семейного счастья воспитания детей и т.д. и т.п.? Этого здесь нет ( этот подлинный женский идеал Джон Карпентер создал в замечательной картине "ЧЕЛОВЕК СО ЗВЕЗДЫ"). При относительном хэппи-энде картина мира в "ОНИ ЖИВУТ", выстроенная великим Карпентером, удручает тем паче, что картина эта правдива. Режиссёр соблюдает золотое сечение фантастики, при котором реалии нашего мира составляют 90% от всего фантастического произведения - если в фантастике нет правды, она становится неинтересной. Фантастический антураж здесь выступает как декорация для наших вечных и избитых земных истин. Истина в фильме банальна, но "право на банальность имеет лишь большой поэт" - Карпентер таким мастером является несомненно. Он не строй осуждает - но интересуют его люди в нём, и так уж получается, что наш-то рухнувший при всех своих недостатках почестнее и подобрее будет. А значит, и зла в нём - меньше.
Надо сказать, что фильм-то, конешна, не для всех - ведь не всякий урод среди зрителей признает, что он урод Скорее, он объявит уродским зеркало, в которое смотрелся. Так что особой популярностью Карпентер не обласкан - но свой зритель у него есть. Зритель такой же вдумчивый, искренний и честный, как и сам старик, великий режиссёр Джон Карпентер.