В общем, она даже забавна – такое ретро в суперсовременной компьютерной прорисовке. А уж про голос Александра Филиппенко и говорить нечего!
Скорее всего, именно нарочитая старомодность "Рождественской истории" придает ей шарм достаточный и вызывает любопытство зрителей. По крайней мере, на начальной стадии – чтобы заставить их пойти и купить билет.
Нам-то с вами как будто впервой, классические рождественские истории обошли нас стороной, про бедных сироток и жестокосердых богачей, которые хоть раз в году могут расчувствоваться до того, чтобы расщедриться. Это же просто был жанр такой, и целые сборники рождественских историй издавались, ужасающе сентиментальных, нравоучительных - и лицемерных, на наш просвещенный взгляд.
Укорять ростовщика в том, что он не любит рождества и не подаст бедным на праздник – это все равно, что назидательно журить убийцу, что он не уважает народных обычаев и традиций и идет на мокрое дело даже в этот день, когда все живое радуется и славит Господа! Как будто мало других дней! Вот завтра – пожалуйста, послезавтра, но не сегодня же, в великий праздник Рождества!
Однако мы разгула рождественских историй не застали, нас мучили поучительные новогодние сказки, в которых всяким врагам рода человеческого типа волков, леших, бабы Яги и прочей нечисти, предлагалось перековаться и влиться, наконец, в веселый новогодний хоровод нормальных людей – зайчиков и белочек! Тоже, если приглядеться, хорошего мало, но мы привыкли.
Однако рождественская анти-корыстолюбивая и про-благотворительная проповедь для нас внове, тем более так красиво исполненная!
Молодец, Роберт Земекис, что не стал переиначивать старую сказку на новый лад, не заделал Дядюшку Скруджа современным финансовым аналитиком с офисом-небоскребом и квартирой в пентхаусе, не запустил на полную катушку современные попсовые подпевки…
Вот такой добрый старый Лондон получился, дети с саночками, и темнота, которую не победить слабым светом свечи… В общем, взгляните на афишу: "Рождественская история" так сильно отличается от всего остального, рядом стоящего, что уже одним этим привлекает к себе внимание.
И все эти призрачные приплясы и призывы: "Покайся, Иваныч, тебе скидка будет!" вокруг старины Скруджа в фильме выглядят такими уютными, домашними развлечениями, что смотреть на них на удивление приятно.
Вроде бы ничего реально интересного в "Истории" не происходит. Призраки смешные. Скрудж – желчный, конечно, но не такой уж и упорный старикашка, с доводами согласился быстро и просто. И никаких особых чудес. Зато Филиппенко прямо соловьем заливается, так, что придает Скружду, может быть, даже излишнее обаяние. Ну, что вы привязались к человеку? Просто он раньше других понял то, на что другим потребовалось – если речь идет о 1840-м годе, то еще лет 150: "Семья, религия, дружба – об этих трех демонах нужно забыть, если вы хотите преуспеть в бизнесе". Вот как раз через 150 лет этот лозунг на своих знаменах начертал другой мультипликационный старикашка, мистер Бернс, богач из "Симпсонов". Уж его-то никакие призраки с толку не собьют!
Так что, несмотря на благообразный и поучительный финал "Рождественской истории", дело Дядюшки Скруджа живет и побеждает!
пятница, 11 декабря 2009