"Stay"
Сценарий - Дэвид Бениофф
В роялх - Юэн МакГрегор, Наоми Уоттс, Райан Госслинг
Слоган - «Between the worlds of the living and the dead there is a place you're not supposed to stay.»




Когда я в первый раз тебя увидел,
ты сказал, что не знаешь,
где реальность, а где выдумка.
Я сказал, что знаю. Я ошибался.

В художественной литературе есть один прием, который по сути является штампом, но к данному фильму подходит, как нельзя лучше, и звучит он так: «Перед смертью вся жизнь проносится перед глазами как кадры из черно-белого кино». Пусть кино не черно-белое, но с самого начала просмотра создается ощущение, что смотришь именно черно-белое кино, кино-воспоминание, кино-фантазию, кино-сон и кино-иллюзию.

Что же в действительности человек видит за секунды до смерти, что с ним происходит, что происходит в его голове? Генри Лезем, главный герой фильма, на несколько минут остановился на границе Жизни и Смерти, борясь с неизбежностью переступить ее — так сразу расстаться с реальностью и навсегда уйти в небитие. Но цепляется за жизнь он до тех пор, пока не узнает, что близкие, ехавшие с ним в одной машине, погибли на месте. Осознание трагедии вселяет в героя непреодолимое чувство вины, в помутившемся сознании он верит наверняка, что в смерти любимых людей повинен он и только он — ведь он жив, а их уже нет — несправедливо, потому просто необходимо покончить жизнь самоубийством. Чувство ли вины порождает галлюцинации, или галлюцинации это неотъемлемая стадия на пути в мир мертвых, неизвестно — известно, что в сознании Генри стирается грань между реальностью и сном, выдумкой, фантазией — называйте это как хотите, и основополагающий сюжет его видений — чувство вины.

Пожалуй, это все, что ясно после первого просмотра фильма. Весь фильм — одна сплошная аллегория, иллюзия, психологический знак и символизм. Что бы многое — но не все — стало ясно, необходимо пересмотреть его второй раз, как впрочем, все фильмы подобного жанра. Уже зная основную суть, при втором просмотре мы видим некую связь — голоса в голове Генри, повторяющиеся эпизоды, детский плач, отдельные фразы, которые говорят люди в реальности, а в его сознании они мелькают непонятными, нелогичными вспышками, становится понятно, кто такие эти самые люди… Однако психологические символы, такие, как, например, гаснущие фонари с каждым шагом отца Генри могут символизировать его уход из жизни, так и остаются загадкой, каждый волен расшифровать их как поймет. Стоит только слегка копнуть в Интернете и найдется с сотню разных интерпретаций, каждая из которых в принципе выглядит логично.

Это странный фильм. Он ни о чем и о многом одновременно. Происходящее на экране моментами доходит до зрителя, как через вату — приглушенно, издалека, неразборчиво, урывками. Неуютное ощущение, хочется зажмуриться и сильно помотать головой, что бы восстановился слух, потому что этот фильм нужно не только смотреть, но и крайне внимательно слушать, а главное, вслушиваться — в фразах и диалогах персонажей, как оказывается, даны практически все ответы на вопросы. С первого раза этого не происходит, потому что сам герой все происходящее слышит и видит именно так — приглушенно, издалека, неразборчиво, урывками. У Форстера прекрасно получилось передать это ощущение зрителю.

Фильм похож на паутину, из которой самостоятельно выбраться не получается. И, подобно реальности в фильме, фильм в реальности — он причиняет боль (с). Несмотря на четкую картинку, на сочные и иногда чересчур яркие цвета, он нагоняет тоску, которая встает поперек горла, которая пропитывает все вокруг. Возможно, это происходит именно из-за контраста цвета и настроения.

Читая в интернете отзывы, я заметила, что у тех, кто фильм понял и кому он понравился, вызывает одни и те же эмоции — фильм уносит. Создается какой-то мини-портал, который как воронка затягивает зрителя, сначала трясет-трясет, а потом выкидывает в вакуум, где ты виснешь в воздухе и начинается как раз тот самый «эффект ваты», а ближе к разгадке выплевывает обратно в кресло, в реальность, оставляя как минимум чувство недоумения и шока, и в висках молоточком вопрос «О чёрт! Что это было?» Но, чёрт подери, исчезает, не позаботившись оставить ответ.

Нужно ли разглагольствовать о том, как хороши были актеры, как хороши были роли исполненные ими, искать эпитеты, что бы описать музыку, петь дифирамбы режиссеру?.. Все это ни к чему, лишнее, до смешного высокопарная лирика — фильм сам обо всем этом без слов рассказал.

Если бы у фильма был автограф, им непременно была бы цитата из фильма:

Это твой сон. И в нем весь мир.

9 из 10