
я давно не писал про кино - так получилось, что с момента выхода "Антихриста" (тема которого уже была раскрыта более чем полностью) мне не посчастливилось увидеть что-то настолько новое, что об этом хотелось бы написать. и теперь я не напишу про кино, поскольку то, о чём я хочу написать, к кино не относится.
есть такой жанр - видеоарт. будучи "открытым" где-то в районе 60-х (одним из основателей считают самого Энди Уорхола), когда видео аппаратура стала более-менее доступна народным массам, этот жанр сильно отличается и от телевидения, и от экспериментального кино. главным образом - отсутствием композиции, логической законченности и/или последовательности повествования. смысл и концепция произведения проявляются в самом действии на экране. видеоарт можно смотреть с любого момента, можно проигрывать в режиме повторного воспроизведения, и зритель ничего при этом не потеряет. достаточно часто видеоарт используется как компонент видеоинсталляций, но и это не обязательно: как правило, видеоинсталляция включает в себя другие объекты или может иметь множество различных записей для воспроизведения, а также она проигрывается в публичных местах, тогда как видеоарт является только записью, и его можно смотреть у себя дома. примерами видеоарта можно считать фильмы Кобрина, многие работы Мэтью Барни, Марины Абрамович, экспериментальные анимации Стэнли Брекиджа и многих других художников, работающих на стыке жанров. а поскольку жанровые особенности предоставляют довольно широкое пространство для проб и находок, то... ну к примеру, у того же Мэтью Барни главный герой, масон, на протяжении двух часов отливает идеальный бетонный куб, используя салон лифта в здании Крайслера в Нью-Йорке. ну вы поняли.
так вот, не меньше полугода тому назад я узнал о существовании фильма Heidi, очередной экранизации знаменитого в Швейцарии романа о взрослении сельской девчушки. сюжет классической книги представляет собой весьма унылую полуагитку, которую хорошо рассказывать детям перед сном, чтобы потом при случае ставить эту Хайди как пример хорошего воспитания, послушания и всего такого прочего, что, согласитесь, всегда пользуется большим успехом в арсенале родителей мещанского склада характера для усмирения своих маленьких чад. примерно с тем же успехом у нас рассказывались истории о том, как Ленин крестьянку спас, и поскольку сейчас вряд ли найдётся хотя бы один человек старше двадцати, который хотя бы не в курсе этих историй, также можно оценить и влияние романа о маленькой Хайди на умы немецкоязычной части планеты. или, если коротко - её знают все.
история Хайди многократно экранизировалась - существует по крайней мере около десятка кино и анимационных фильмов. не удивительно, что такой растиражированный образ использовали в своих работах и тролли разной степени толстости в сферах так называемого современного искусства. одним из таких и оказался фильм Heidi, совместная работа by Paul Mcarthy и Mike Kelly, 1992 года. то, что сотворили хулители нравственности и морали (художники) с оригинальной канвой книги, можно называть разными нехорошими словами, из которых "глумление", "насилие" и "издевательство" - самые мягкие. в оригинале Хайди, маленькая сирота, живёт в идиллической гармонии с природой, дружит буквально со всеми, растапливает сердце деда-отшельника, учит грамота пастуха Питера и читает вслух его слепой бабушке. в фильме...




в фильме нет сюжета, истории, последовательности действий. есть только разбитые на сценки "моменты" жизни, наблюдения, акты, сцены, происшествия, диалоги. оригинальная история удобно разбивается на архетипичные образы персонажей, имеющие мало общего с реальностью, как и положено любой сказке. а поскольку архетипы большинства сказок универсальны, то создателям фильма было удобно, верно уловив символическую составляющую оригинала, вывернуть его наизнанку. все персонажи представлены в фильме так, как их прочитал бы взрослый человек, взявшись за оригинал книги - куклами. для некоторых сцен создатели использовали тряпочных кукол, где-то - людей в резиновых масках, где-то - просто части тел кукол, достаточно наглядно передающие концептуальную составляющую картины. взаимоотношения персонажей в картине абсурдны и непоследовательны. в фильме поднимаются вопросы восточной философии, насилия в семье и сумасшествия, но всё это делается наявно, через цепочку символов и вырванных из повседневной реальности сцен, в которых почти ничего не происходит: дедушка учит Хайди читать, Хайди отдыхает на сеновале, дедушка накрывает на стол, змея и лягушка обсуждают свои наблюдения за живущей на горе семьёй. ощущение обыденной чудовищности происходящего достигается бесконечным повторением, трешевой съёмкой и весьма впечатляющей мимикой масок.
язык кинематографа - фрактален. фильм состоит из отрезков, кусочков, хотя повествование в целом кажется нам бесшовным. в фильме мозаичная структура кино была доведена до абсурда: актёры и декорации используются тут в качестве метафоры традиционных для кинематографа масок или резиновых протезов, или вовсе не существующих в трёхмерной реальности двухмерых компьютерных спецэффектов, таким образом превращая фильм в подобие снятой на плёнку кукольной постановки. так иллюзорная сказочная нереальность прививаемой с детства литературы перетрясается скомканным полусерьёзным и не менее иллюзорным действием. приём этот конечно не нов. очевидно провокационные и подчас аморальные по своему посылу действия искусства по отношению к устойчивым (устойчиво "чистеньким") в массовом сознании образам - чаще всего осуждаются, подталкивая к разговорам о падении нравов, и тем самым поливая мельницу условных рефлексов без проникновения в суть. но тем более важны такие фильмы, как Heidi, напоминающие о реальном положении литературных и кинематографических фантомов в наших весьма нефантомных мозгах, стремящихся подменить суррогатной культурной кашей пустые места в истёртой по будням душе.
что доказывает две вещи:
1. Heidi - хороший видеоарт.
2. пора бы и на природу махнуть, а?