Фильм режиссёров братьев Коэн (или Коганов - как я понимаю происхождение их фамилии), сценарий их же, премьера которого прошла на Венецианском кинофестивале 2008 года. Главные роли в фильме исполнили Джон Малкович, Джордж Клуни, Фрэнсис Макдормэнд, Брэд Питт и Тильда Суинтон. Производство - США, Великобритания, Франция.

Вообще это вроде как "криминальная комедия".

Сюжет в общем такой: агента ЦРУ Осборна Кокса (Джон Малкович) (некоторые персонажи называют его Оззи (англ. Ozzie)), увольняют, и он решает засесть за мемуары. Его жена Кэти (которая скоро станет бывшей; Тильда Суинтон), стоматолог, изменяющая ему с другом семьи Гарри (Джордж Клуни), агентом казначейства США, украла по совету адвоката, ведущего разводный процесс, диск с его мемуарами, полагая, что там записаны его банковские счета.

Секретарша адвоката, который ведёт бракоразводный процесс, нечаянно оставляет его (диск) в тренажёрном зале, где его находит уборщик спортзала и передаёт инструктору Чеду (Брэд Питт), который на пару с немолодой коллегой Линдой (Фрэнсис Макдормэнд), мечтающей заработать на пластическую операцию и проводящей сутки в интернете на сайтах знакомств, думают, что эти данные представляют государственную тайну, и решают вначале шантажировать Кокса, а когда тот не проявляет рвения заплатить за находку, отвозят диск в посольство России (где, собственно - эти ценные сведения вызывают подозрение и тоже никому не нужны).

Ну и так далее. Вообще - это комедия абсурда.



Но я попытаюсь в двух словах объяснить - почему по итогу просмотра у меня чётко сложились две мысли:

1. Хоть фильм и снят для того, чтоб над ним не хохотать, ибо это "тонкая интеллектуальная комедия", а просто улыбаться, - но к концу фильма смех начинается просто неудержимый.

2. Это тот фильм - который безусловно можно пересматривать по многу раз через определённые промежутки времени.

***

Времена "холодной войны" прошли, но остались люди, которые в ней победили: сотрудники спецслужб, государственные служащие, простые американцы. Они отстояли свои ценности: американскую семью, карьеру, здоровый образ жизни, свободную любовь, привлекательную и стильную внешность, тягу к приключениям, сострадание к ближнему, участие в клубах выпускников престижных университетов, увлекательные хобби и обустройство дома, бесконечный поиск секса (как и понятно по нынешни временам - через интернет).

Сокращённый со службы в ЦРУ аналитик по Балканам Кокс пишет мемуары, а заодно смотрит на многие привычные и бесспорные вещи "свежим взглядом". Результат получает от его бывших коллег гриф "После прочтения сжечь", но не в смысле "Совершенно секретно", а скорее чтобы как можно быстрее избавиться от бессмысленного мусора.

Идиотизм в картине возведен в абсолютно обыденное состояние любого человеческого индивида. Сказать, что хоть один из персонажей фильма обладает здравым рассудком не получается. Некоторым это мешает жить, другим — помогает. Впрочем, в любом из рассматриваемых случаев подобная норма ни от чего не застраховывает.

Вдобавок, фильм еще и богат на великолепные образы, изумительно разыгранные плеядой голливудских звезд. Актеры не перетягивают одеяло друг на друга, благодаря мастерски прописанным характерам каждого персонажа.

Правду сказать, на мой взгляд действительно классная актёрская работа в фильме именно у Бреда Питта (трогательно состарившегося, потрясающе переигрывающего роль инфантильного спортсмена-имбецила), а остальные берут просто классом, но поскольку класс этот высочайший - то и этого достаточно. Видимо поэтому, органично сосуществующие в одном фильме герои при всей утрированности образов выглядят самым настоящими и живыми людьми. Круче всех даже не феерично матерящийся Малкович, а неувядаемая Фрэнсис МакДорманд, которая в своей бараньей упертости отвратительна и очаровательна одновременно. Тильда Суинтон крайне уверенно держится в образе холодной и эгоистичной стервы, которая ко всему прочему является педиатром-стоматологом. Ну, а Джоржу Клуни после фразы "От тебя исходит один негатив" и вовсе хочется вручить Оскара или Нобелевскую премию по химии.

Почти каждая фраза в фильме это стеб - и на любой вкус. В первую очередь это "шпионский" стёб, но далеко не только. Исключительно забавным выглядит постоянное повторение пластического хирурга "вот здесь мы сделаем разрез". А его "Вы носите блузки с короткими рукавами?" и ответ "Ну не с такими же ногами!" - вызывает хихиканье у всех смотрящих фильм женщин.

Есть и нюансы - вызывающие улыбку преимущественно у американских зрителей. Когда Чед и Линда бросаются в погоню за Осборном Коксом, Чед сначала от преследования отказывается. Он говорит, что он не может бросить велосипед. Он утверждает, что замок на велосипеде можно открыть обычной шариковой ручкой, а Линда возражает, что не все об этом знают. Имеется в виду получивший широкую огласку в американских СМИ скандал с фирмой Kryptonite, которые долгое время считались стандартом велосипедных замков, но, как оказалось, открываются обычной ручкой.

Рассматривая главных героев, понимаешь, что на экране наши дни. Дни ничем не интересующейся молодежи (Чэд, герой Пита); 2-х типов женщин, где одни желают казаться сильными и непреклонными (Кэти, героиня Тильды Суинтон), а вторые помешаны на своей внешности, желая нравиться мужчинам (Линда, героиня Фрэнсис Макдорманд, по совместительству жена Джоэля Коэна); вечно во всём разочаровывающиеся бывшие спецагенты.

Ну и что совершенно восхитительно на мой взгляд - это понимание братьями Коэн не столько даже абсурдности (зачастую) нашей жизни, сколько современной абсурдной специфики работы спецслужб - зачастую с совершенно абсурдной постановкой задач, запутанностью агентуры и т.д., лёгким подходом к таким вещам - как убийство и пр., бешеной конкуренцией и ненавистью между собой (и даже не между спецслужбами разных стран - а между спецслужбами одной страны). По сути дела - с точки зрения формальной логики - все эти спецслужбы давно уже и так не нужны, поскольку - как сказано ещё у Оскара Уайльда (кажется, ну или по крайней мере у кого-то кто писал ещё в 19-м веке) "за них теперь всё делает пресса", они лишь вносят в нашу жизнь чуть больше абсурдности, жестокости и самопиара. Если вы думаете, что это касается лишь отечественных спецслужб - то вы очень заблуждаетесь.

Таким образом одна из последних фраз Малковича, когда он убивает директора спортзала - "Я знаю чей ты агент - ты агент того дебилизма, который окружает меня всю мою жизнь" - является кульминационной и сугубо правдивой, а не просто "стёбной".

Ну а эту правдивость в стёбном диалоге логически завершает в самом финале директор ЦРУ.

Короче - я настоятельно рекомендую посмотреть - сам лично, хоть и смотрел этот фильм сегодня во второй раз - получил большой заряд положительных эмоций.

P.S. Лучше купить диск, но я сейчас посмотрел - и нашел запись в т.ч. и в интернете: http://www.intv.ru/v/6EOjCTdrD3&playNow=1