Фандо и Лиз/Fando y Lis/Мексика/1968/Алехандро Ходоровски
В главных ролях: Серхио Клайнер, Диана Марискаль, Мария-Тереза Ривас, Тамара Гарина.
По одноименной пьесе Фернандо Аррабаля.
О мистическом городе Тар рассказывают легенды, сам он, пережив не одну войну, выстоял, именно там можно познать вечность, постигнуть величие океана, понять саму жизнь, избавиться от тяжких недугов... Юноша Фандо катит на тележке белокурую красавицу Лиз, парализованную ниже пояса, в поисках Тара, надеясь что в нем девушка сможет излечиться и родит ему много детей. Иногда ему приходится тащить ее на собственной спине. По пути им встречаются самые невообразимые люди, и их долгий путь более походит на кошмарный сон…… Алехандро Ходоровский соединяет здесь сюрреалистическую красоту и жестокость, создав странную картину о потере невинности, любви и садомазохизме, о тщетности поисках рая.
Интересные факты о фильме:
Запрещенный в Мексике и изуродованный американскими прокатчиками "Фандо и Лис" тридцать лет пролежал в архиве и только в 1999 был восстановлен и выпущен на видео. Благодаря этому фильму, Ходоровский стал единственным режиссером на свете, которому удалось уничтожить целый кинофестиваль, причем довольно известный - в 60-е годы в Акапулько приезжали многие голливудские звезды. На фестивальной премьере "Фандо и Лис" озверевшие зрители устроили погром в кинозале; Ходоровский, которого поджидавшая на улице толпа собиралась линчевать, спасся, спрятавшись в багажнике лимузина. После этого скандала в 1968 году фестиваль в Акапулько закрылся навсегда. Фильм был запрещён, Ходоровского объявили еретиком, отдали под суд и чуть не выслали из страны.
- Сначала их шокировало, что четыре седовласые матроны играют в карты, соблазняя при этом усатого мужчину в одних трусах. Ставка в игре - консервированные абрикосы, - это мужские яйца! А драка в зале началась, когда мой персонаж вырезал у куклы дыру между ног и стал запихивать туда маленьких змей. Не понимаю, почему они хотели меня убить, - это такая красивая сцена! (Алехандро Ходоровский).
Дебютная полнометражная работа Алехандро Ходоровского "Фандо и Лиз" понравилась мне в наименьшей степени, чем остальные, конечно, но тем не менее достоинств у неё немало и она выделяется, и представляет из себя громкое высказывание, оформленное для 1968 года достаточно революционно и провокативно, отсылая нас и к "Андалузскому псу" и к "Золотому веку" Луиса Бунюэля, и продолжая традиции сюрреализма в кино, дополняя его приёмами театра абсурда, ведь за основу взята пьеса одного из отцов-основателей театра абсурда, испанца Фернандо Аррабаля.
Фильм является своего рода путешествием по закоулкам бессознательного в главном герое и раскрывает его разносторонние комплексы, связанные с сексуальной жизнью, с социумом, с родителями, со взаимоотношениями с любимым человеком - с девушкой по имени Лиз. Психология отношений недавно образовавшейся молодой пары, любовные перипетии, преподносятся в необычной форме, как-бы через призму видения мира молодым человеком, через его страхи и комплексы, в попытках перебороть их, что приводит к трагическим последствиям.
7 из 10
Крот/El Topo/Мексика/1971/Реж: Алехандро Ходоровски
В главных ролях: Алехандро Ходоровски, Бронтис Ходоровский, Хосе Ларетта, Альфонсо Аррау
Это, наверное, первый фильм на моей памяти, где уже на 20-ой минуте, я понял, что поставлю ему 10 из 10.
Такой потрясающий сознание изобразительный ряд пленяет воображение с первых минут и не отпускает до конца фильма. Реки крови, ярко-красной пеленой, застелают глаза, а палящее солнце пустыни заливает белым ослепляющим светом обагрённые песчаные земли.
Поэзия солнечного света и крови.
Надо сказать, что Алехандро Ходоровский - личность весьма неординарная и таинственная. По словам некоторых - он практикующий маг и исследователь карт Таро, а также писатель и автор комиксов, графических и анимационных проектов.
Интересные факты о фильме:
При съёмке сцены с изнасилованием героини, Ходоровский удалил всех, кроме оператора, со съёмочной площадки и действительно изнасиловал девушку.
Для "Крота" Ходоровский заказал десять тысяч кроликов."Я хотел снять гигантское бегство кроликов, - знаете, как в ковбойских фильмах мчатся бизоны. Но мне привезли только триста кроликов. Триста живых кроликов не имеют никакого смысла. Триста мертвых, - да. Так что я придумал сцену чумы и всех их убил своими руками."
Что касается интерпретации и символизма в картине. Я придерживаюсь точки зрения, что путь главного героя - в первой части фильма - это путь совершенствования тела, а во второй части фильма - путь осознания грехов и соврешенствования духа.
По больше части, я согласен с этой интерпретацией:
http://aj.castalia.ru/Diss/ElTopo2.htm
С той поправкой, что я не принимаю мысль о том, что "жена" генерала - это мать главного героя(всё-таки человека, а не Бога - как Бог может стремиться к телесному совершенству? непонятно) и все последующие измышления о страхе Эдипова комплекса и насильственной кастрации. Женщина эта - просто его женщина, кастрация генерала - элементарная ревность. Изнасилование - передача возлюбленной сверхспособностей по поиску еды и питья. Также, я не считаю, что вторая девушка - олицетворяет дьявола. Она, по-моему мнению, женское альтер-эго главного героя. Лесбийский акт между женским альтер-эго Крота и его женщиной - пикантная штучка, не более того.
Если говорить о религиозно-мистической составляющей фильма, то там намешано много всяких символов: христианских, буддистских, оккультных, а также присутствует философия дзэн-буддизма и ницшеанства.
Но, в целом, путь Крота - это путь совершенствования духа человека и обретения высшего знания через отречение от своего тела в точке его наивысшей формы развития, т.е. через смерть. Желание Крота вывести калек из пещеры - это попытка искупить свои грехи, которая оканчивается неудачей. Калек расстреливают и Крот, от отчаяния и бессилия, устраивает акт самосожжения. Акт самосожжения - переход на новый уровень, следующая ступень для Крота и одновременное избавление от новых грехов. То есть он, будучи совершенным телом(пули на него не оказывали должного действия), понял, что его тело бесполезно, а следовательно, в каком-то смысле, несовершенно, и уничтожил его. Поступок этот чем-то перекликается с поступком Нго Кван Дака - буддийского монаха из Южного Вьетнама, совершившего 11 июня 1963 года (Крот - 1970 года), акт публичного самосожжения в знак протеста против притеснений дхармы режимом Нго Динь Зьема. Позднее аналогичный поступок совершили ещё несколько монахов.
Если попытаться сделать обобщение, то, видимо, Алехандро Ходоровский хотел соединить в фильме различные пути человека: путь йога, путь христианина, путь буддиста, путь сверхчеловека - в какое-то одно "невозможное" целое. Получился фильм "El topo" - "Крот" - "Это такое животное, которое прорывает длинные туннели под землёй. В своём стремление к солнцу, оно иногда достигает поверхности. И когда он видит солнце - он слепнет."
Святая гора/США, Мексика/1973/Реж. Алехандро Ходоровски
Автор сценария, режиссер, сопродюсер, композитор, монтажер, художник-постановщик, художник по костюмам, автор скульптурных композиций и живописных работ: Алехандро Ходоровски.
В главных ролях: Алехандро Ходоровски, Орасио Салинас, Замира Саундерс, Хуан Феррара, Адриана Пейдж, Берт Клайнер, Валери Ходоровски, Никки Николс, Ричард Рутовски Луис Ломели
Впечатление, которое на меня произвела "Святая гора" несколько менее осмысленное и яркое, чем от остальных фильмов Ходоровски. Фильм показался мне перегруженным религиозным символизом, различными мистериями оккультных ритуалов и чрезмерным пафосом мгновенного мистического просветления, о котором, по словам Ходоровски, этот фильм.
Выше, я сказал, что картина произвёла недостаточно яркое впечатление, но это касается лишь содержания и последующего осмысления увиденного. А то, что касается визуального ряда - то он ярок и безупречен: из ран убитых солдатами жертв вылетают птицы, жабы-крестоносцы в старинной испанской форме под нацистские марши штурмуют пирамиды ацтеков, нечистоты, с помощью алхимических реакций, превращаются в золото, а стражи правопорядка несут на крестах распятых выпотрашенных ягнят.
Фильм раскрашен в едкие яркие цвета, и чем-то ассоциативно отсылает к хиппи и лсд-шным трипам 60-х. И неудивительно, деньги на фильм(1 млн. долларов) были выделены Джоном Ленноном, который остался, в своё время, в восторге от "Крота"("El topo" и пожелал Ходоровски, чтобы он сделал любой фильм, какой захочет.
В то время употреблял наркотики и сам Ходоровски.
Вот, что он пишет, вспоминая о том времени:
Снимая "Священную гору", я пытался быть предельно честным. Я не мечтал разбогатеть или прославиться. В фильме почти нет диалога, но я не собирался делать его развлекательным или забавным - я хотел расширить границы сознания. Я воспринимал кино, как поэзию, и всегда говорил, что ищу в кино то, что хиппи ищут в наркотиках. Я пытался сделать фильм, который взорвет сознание. Сегодня фильм кажется мне слегка наивным. В то время я был в поиске - я хотел знать, что такое гуру, что означает быть Буддой. Я ел галлюциногенные грибы, ЛСД и начал изучать таро. Пару раз во время съемок я рисковал жизнью; когда мы забрались в горы, началась снежная буря, пять человек погибли там несколькими месяцами раньше, и я думал, что тоже погибну. Уцепившись за камень, я сказал себе: "Мне нельзя умирать, - надо закончить этот чертов фильм!".
"Святая гора" рассказывает о похождениях Вора - он же Христос, или его прообраз. Христос освобождается от оков и оказывается в современном городе, средоточии человеческих пороков, культа смерти и секса. Здесь он и попадает в таинственную эзотерическую школу магов - таких же воров, как и он сам: политиков, промышленников и бизнесменов. Возглавляет школу некий Алхимик(его сыграл сам Ходоровски), обладающий сверхчеловеческими способностями, знаток каббалы, таро, астрологии, дзен-буддизма, и космогонии. Девять учеников сжигают все свои деньги, а также статуи своих тел в полный рост, дабы избавится от всего земного и вместе с гуру отправляются к Священной горе, где живут девять мудрецов, знающих секрет бессмертия и проживших 30 000 лет. Финал разрушает не только всю мифологию картины, но и саму иллюзию кинофильма: камера отъезжает назад и открывает съёмочную группу. Ходоровски, впоследствии, прокомментировал это так: "Я хотел показать, что мы движемся от сказочного символизма к реальности и что сам я - не гуру, а просто что-то ищущий человек."
Возможно, это должно воспринимать ещё и как намёк о иллюзорности окружающей нас объективной реальности, о сомнение в реальности и достоверности всего сущего, и разрушении этих границ для выхода в единственно "настоящую" реальность.
8 из 10
Святая кровь/Santa Sangre/Мексика-Италия/1989/Алехандро Ходоровски
В главных ролях: Гай Стокуэлл, Аксель Ходоровски, Бланка Герра, Сабрина Деннисон, Тельма Тиксу, Эдан Ходоровски, Фавиола Эленка Тапиа, Тео Ходоровски
"Святая кровь" понравилась мне в такой же степени, как и "Крот". Фильм больше был воспринят, как мистический триллер в очень нестандартных декорациях, исполненный в ярких кислотных красках, насыщенных и ненавязчивых, но несущий определённую смысловую нагрузку. Что касается мистического символизма, наполняющего картину и сравнения Феникса с Христом, то этот слой показался мне, если и существующим, то отодвинутым глубоко на задний план, в недра фильма. А центральной главенствующей мне показалось именно тема, связанная с трагедией потери близкого человека и душевной травмой увиденного чудовищного злодеяния, по отношению к матери главного героя, которой его отец отрезал обе руки, и Кончита умерла на его глазах, истёкши кровью. А отец, подвергнувшийся страшному наказанию, со стороны матери, за свои плотские утехи, лишённый способности в дальнейшем их осуществлять, покончил с собой.
Феникс становится рабом неупокоенного духа своей матери, который руководит им и направляет действия, конкретно, его рук. Является ли это сумасшествием и плодом его больного воображения, вследствие психологической травмы, или объясняется мистически - это не суть важно, а в рамках фильма преподнесено двояко.
Феникс теряет душу, её замещает ненашедший покоя, томящийся дух матери, которая подавляет либидо сына. Любая женщина, к которой он испытывает сексуальное влечение - тут же жестоко убивается, с ритулом погребения, когда Феникс покрывает тело густым слоем белой краски (стремление обелить насильственно умерщвлённую плоть, и, если не смыть кровь жертвы, так хотя бы спрятать её под слоем белой краски и подготовить к полёту на небеса, что и происходит, когда душа жертвы воспаряет над могилой белым лебедем).
Замещённый дух Феникса, постоянно борется с одолеваемым духом матери, в частности, свидетельством этому являются попытки стать человеком-невидимкой и обрести защиту в лице "самой сильной женщины в мире".
Альма - девочка, из детства, в которую влюблён Феникс - символ его свободной души. Ещё когда будучи мальчиком, его брутальный отец делает ему татуировку на груди в виде орла, девочка подходит и символичным движением рук показывает, как птица слетает с его груди, освобождая от влияния родителя (влияние отца также неопровержимо и проявляется в виде того, что сын убивает женщин с помощью ножей, которыми виртуозно владеет, а отец его был метателем ножей).
Тот же самый жест мы видим и в конце фильма, когда Феникс осовобождается от влияния матери.
Трактовка значения образа Альмы двойственна - с одной стороны это символ потерянной души Феникса - немой и белолико-безликой. С другой стороны - его единственная возлюбленная, его вечная Любовь, его проводница из лабиринта безумия. Неслучайно она в белом гриме. Красота Альмы, предназначенная для Феникса, может оказаться провоцирующей для него и самоуничтожающей для неё. В интерпретации души Феникса - это также означает: увидеть красоту своей души, что тождественно её обретению.
В финальной схватке душа-Альма побеждает не только мать Феникса - Кончиту, но и отца Орго, и видно это по тому, как главный герой вонзает нож в плоть своей демонической инфернальной матери, которая впоследствии оказывается лишь тряпичной куклой в её платье. И тут же "мать" исчезает из сознания главного героя, растворяясь в воздухе, как бесплотный дух. И карлик-циркач Алладин, который помогал герою, также растворяется, как плод воображения.
И, освободившись от своих родителей, обретя любовь, главный герой преображается: Альма отрывает ему накладные ногти, его лицо становится осмысленным и умиротворённым и он, осознавая вину, сдаётся полиции.
В целом, фильм "Святая кровь", на мой взгляд, следует понимать именно отвлечённо, как попытку человека с нестандартной судьбой, обрести своё Я, избавившись от груза мнимой "вины" перед родителями через обретение чувства любви к человеку неродственной крови. Если убрать необычный цирковой антураж(во многом близкий Алехандро Ходоровкому, в молодости работавшему цирковым клоуном, что делает фильм автобиографическим), атмосферу мистического триллера с элементами сюрреализма, и явную театрализованность кинематографического действия, а также убийство ни в чём неповинных девушек, то получается обычная история, где человек обретает счастье с возлюбленной, избавляясь от влияния родителей и оставляя родные пенаты.
Простая история из нашей жизни, в сухом "бескровном" остатке.
Также, как и "Крот" - 10 из 10.
Образуется следующий, по-моему мнению, топ:
Крот 10 из 10
Святая кровь 10 из 10
Святая гора 8 из 10
Фандо и Лиз 7 из 10