
В 80-е годы, когда Голливуд, да и весь мир, был охвачен модой на боевые искусства, отдельной строкой жанра шли многочисленные фильмы о таинственном ордене японских убийц – ниндзя. Собрав в кучу все имеющиеся факты и легенды, сдобрив все щедрым экшеном и перебросив этакими восточными гастарбайтерами японских киллеров на американские просторы, режиссеры кормили доверчивого зрителями кинобайками про суровых мужиков в черных спортивных костюмах и горнолыжных шапочках на головах, которые легко взбегают на отвесную стену, режут мечом или закидывают сюрикенами (звёздочками) десятки вооруженных автоматами военных, в одиночку кладут голыми руками взвод солдат и тд и тп. Правда из той её части что особо боевыми искусствами ниндзя не обладали, потому и предпочитали напускать туман мистики вокруг себя, нападать из засады или закидывать из кустов звездочками умелых самураев, как не дающая яркой картинки, режиссеров и сценаристов интересовала мало. Так что на выходе мы получили, что получили. Однако с течением времени былой ажиотаж поутих, даже заслуженный ниндзя Голливуда Шо Косуги сместился от кинематографа к семинарной и тренерской деятельности, но ностальгия взяла свое. Совсем скоро на экраны выходит довольно широко рекламируемая картина «Ниндзя-ассасин». И а уже сейчас на ДВД можно заценить новое творение Айзека Флорентайна, мастера показывать боевые искусства на экране, автора культового Б-муви «Неоспоримый-2». Последнее творение автора, ставшее первой главной ролью отличнейшего кинофайтера Скотта Эдкинса, название носит ещё проще – «Ниндзя». Что же получилось на ниве ностальгии у уже сработанной на «Пастухе» и «Неоспоримом 2 и 3» команде, я и попробую описать.
Сначала в сети появился фрагмент из фильма. Не имея солидного бюджета на рекламу, в ход был запущен вирусный маркетинг. И небезуспешно. Отлично поставленная драка в вагоне метро вызвала волну живейшего интереса у большинства фэнов жанра. Все выглядело брутально и стильно. Потом появилась ещё одна файтинг сцена, репортаж со съемок и наконец трейлер. Последний немного насторожил, ибо кроме уже виденных фрагментов схваток там вкратце была дана и сюжетная фабула. Легкая бредовость повествования была списана на то, что трейлер не фильм и дает лишь общее впечатление. Которое, к сожалению, оказалось верным и для картины.
Осечка тут, видимо, произошла на уровне сценария. Такой наивной простоты не позволяли себе порою и приснопамятные картины из видеосалонов 80-х. Наивняк, скука и дешевизна сюжета, к сожалению, видны в «Ниндзя» очень часто. Притом, что развернуться то есть где – фактура богатая. Второй момент, где ощутим провал, это попытка режиссера экшн-фильмов показать побольше сюжета, не сосредотачиваясь на одном драйве. Тут же вспоминаются приснопамятные «Пастух» с Ван Даммом и Скоттом Эдкинсом, и «Неоспоримый – 2» с Майклом Джей Уайтом и опять же Эдкинсом. Первый, несмотря на то что легко смотрится на один раз, желания повторить не вызывает. Чего не скажешь о нередко включаемой нарезке отличных файтинг-сцен из картины. В Неоспоримом же их было настолько много, что местами вплетенный сюжет (весьма бредового характера – тяжелые будни негра-боксера в российской тюрьме где проходит чемпионат по боям без правил) особо картину не портит. Повтором смотрится не один раз весь фильм, но опять же с промоткой немногих сюжетных вставок. И вот в «Ниндзя» то Айзек Флорентайн и сплоховал. И даже стандартно небольшой для такого класса бюджет здесь ни причем. Сам режиссер не раз показывал как имея 3-5 миллионов долларов можно сделать такой заряд энергии, который порой и стомиллионному тягомотному блокбастеру не снился.
Однако тут все не то и все не так. Нет, вы не подумайте - файтинг в фильме есть, три отлично поставленные и филигранно исполненные Эдкинсом. Есть ещё одна сцена резни в додзё (школе боевых искусств). А в остальное время – попытка рассказать историю о том, как росли в школе боевых искусств два лучших ученика. Один белый сирота, второй – эгоцентричный японец. Который в итоге нарушил правило школы не нападать на соучеников, был с позором изгнан и подался в убийцы. Параллельно решив забрать титул лучшего ученика силой. Для чего нужно заполучить древние реликвии – костюм и оружие основателя школы. Реликвии эти, как только плохой ученик объявил о злонамерениях, с группой практикантов школы отправляется в хранилище одного из музеев Америки. Ну а следом ломится обиженный плохиш и наводящие ужас на городскую полицию бандиты из местной полумайии полусекты. Бандиты так круты, что в лучших традициях могут устроить стрельбу посреди города, самих их щей 30 от силы но вся городская полиция бессильна, и тд пи тп. Но главгерой это же Ниндзя, жить ему охота, так что быстро отринув принципы того что без нужды творить насилия не надо, чему им всем накачивали в школе, после чего в ходе ряда акробатико-боевых номеров покрошил 3 банды супостатов. Красиво, с огоньком, с умопомрачительными многоступенчатыми ударами в воздухе и тп. В лучших традициях что актера, что режиссера. В лучших же традициях треша на поле боя где после финальной драки с остатками бандитов и главным плохишом лежит неплохая горка трупов, главгероя, без вопросов, милостиво прощают за сотворенную чистку и выпроваживают домой. Хэппи-энда этого короткого, 82 минутного фильма, ждать приходилось в разочарованном нетерпении. Ибо уже к 2/3 сюжета стало ясно что кормить нас будут в основном псевдосюжетным бредом вместо ожидаемого блюда нескончаемого экшена. Буду надеяться, что данное недоразумение им и является, первый блин главной роли Эдкинса комом, но уж в выходящем в следующем году Неоспоримом – 3 от спаянной команды актера и режиссера мы увидим все то, что от них и требуется фэнам энергичных рукопашных боевиков.
Зы: а сцена схваток из Ниндзя все равно войдет в золотую коллекцию вырезок, ибо к отдельному многократному перепросмотру они весьма располагают.