
Сын великого комика XX века Чарли Чаплина Юджин представил на фестивале «Молодость» фильм «Цирк», а также документальную короткометражную картину «Как делается кино», посвященную созданию собственной студии Чарли Чаплина. Накануне показов президент международного фестиваля комедии в Виве Юджин Чаплин рассказал ТОП 10 о связи кино и цирка, особенностях работы Чарли Чаплина и своих воспоминаниях об отце.
На фестиваль «Молодость» вы привезли картину «Цирк». Какова роль цирка в вашей семье и кинематографии отца?
Цирк стоит у истоков кинематографа. Когда снимались первые фильмы, камера была статична, не двигалась, все происходило в одном и том же кадре. Поэтому для съемок приглашали актеров, чтобы они что-то исполнили перед камерами. Единственные, кто могли это сделать – актеры из мюзик-холла. Мюзик-холлы в Англии – это были места, куда приходили развлекаться, там выступали клоуны, акробаты, фокусники, иллюзионисты. И публика бурно реагировала на выступления: понравившиеся номера встречали аплодисментами и криками «браво», а за не понравившиеся - прогоняли артистов. Это была очень жесткая школа. И первые актеры немого кино, как Бастер Китон, вышли из цирковой среды. Мой отец тоже начинал с работы в цирке еще в детстве, он умел жонглировать, танцевать, владел акробатическими приемами. Он ассоциировал себя с циркачами, это было ему очень близко. Главное предназначение цирка, как и его фильмов, – развлекать и уметь вызывать эмоции, чтобы люди тебя запомнили и пришли снова.
Как проходил процесс создания фильмов? Когда ваш отец работал, где он искал шутки и сюжеты?
Отец сам строил свою студию, подбирал актеров. Он писал сценарии и знал, чего хочет добиться в итоге. Однако не все шутки прописывались сразу в сценарии, многие приходили к нему во время репетиций. Часто он экспериментировал, отрабатывал разные шутки и приемы, например, менял вращающие двери на обычные. Иногда бывало, что ничего не приходило в голову, и он мог уйти на 3-4 дня подумать. В это время на студии его ждали, всем платилась зарплата. Потом он появлялся с новыми идеями. Сейчас так уже работать уже невозможно. В сценариях прописывается абсолютно все, вплоть для мельчайших подробностей. Мне кажется, что это упущение, важно уметь импровизировать. Отец умел это делать, наверное, поэтому его фильмы так хороши.

Чарли Чаплин был и режиссером, и актером, и сценаристом и продюсером. Как сферы была для нее основной, где он реализовывался?
Каждая часть процесса создания фильма была для него важна. Отцу повезло вырасти, развиваться с киноиндустрией, и он понимал, как она работает. Он хотел контролировать все процессы, потому что боялся, что если его работы не будут хороши, о нем забудут. Единственный способ снять фильм хорошо для него состоял в том, чтобы проконтролировать и сделать все самому.
Как считаете, есть ли сейчас в кинематографе продолжатели традиций Чаплина?
Киноиндустрия очень поменялась с тех пор. Не знаю никого, кто бы, как мой отец, исполнял все функции на съемочной площадке. Что касается актеров, то возможно есть несколько человек, играющих в его духе, однако сейчас уже совсем другое время и способ работы. Мне кажется, что в кинематографе не хватает вдохновения и хороших сценариев, снимается много римейков. Ведь даже при низком бюджете можно снять интересный фильм, если есть хороший сюжет.
Что в кино, по вашему мнению, так привлекало Чарли Чаплина?
Он использовал кино, чтобы выразить себя. До конца жизни, отец продолжал работать, писал сценарии, которые так и не стали фильмами. Однако ему нелегко давались новые способы работы в киноидустрии. Когда он снимал последний фильм «Графиня из Гонконга» с Софии Лорен и Марлоном Брандо, ему было трудно работать с цветом и принять то, что в сценарии должно быть прописано все до мелочей.
Каким вам запомнился отец? Одобрял ли он то, что дети пошли по его стопам – в кинематограф или в цирковое искусство?
Он очень много и тяжело работал. Особенно сейчас я понимаю, что он выделял много времени и для нас. Жизнь была очень организована, он был достаточно строг, например, в вопросах образования. Что касается выбора нашей профессии, то ему было приятно видеть, что традиция продолжается. Возможно, он хотел, чтобы мы стали врачами или юристами, но так не случилось.
Скажите, открылся ли уже музей Чарли Чаплина в Швейцарии?
Мы все еще работаем над этим. Наконец-то закончилась долгая административная подготовка. Это проект – больше, чем просто музей, и в ближайшие годы он откроется для поклонников таланта Чарли Чаплина.
В Киеве вы уже побывали в цирке. Понравилось?
Я хотел взглянуть на цирк, поскольку я сам его люблю. Цирк в Киеве оказался похожим на цирк в Швейцарии. Было приятно увидеть место, где много детей и улыбающихся взрослых. Я получил удовольствие.