Сегодня - 18 ноября - День Рождения у самого любимого нашего режиссера – у Эльдара Рязанова.
То, что он – наш любимый – не фигура речи и не славословие праздничное.
Это статистика – та самая, которую он же и воспел в одном из своих - наших любимых – фильмов: как говорят в научном сообществе, его индекс цитирования в России выше, чем у всех остальных режиссеров, как отечественных, так и зарубежных.
Просто пройдемся по списку
1957 - Девушка без адреса
1961 - Человек ниоткуда
1962 - Гусарская баллада
1964 - Дайте жалобную книгу
1968 - Зигзаг удачи
1972 - Старики-разбойники
1979 - Гараж
1980 - О бедном гусаре замолвите слово
1982 - Вокзал для двоих
1987 - Забытая мелодия для флейты
1991 - Небеса обетованные
– все эти фильмы Рязанова зритель знает и любит до сих пор.
А ведь мы не дошли еще до главного калибра:
Невероятные приключения итальянцев в России
Берегись автомобиля
Служебный роман
Жестокий романс.
Ну, и рязановские Царь-Пушка и Царь-Колокол, мега-звезды отечественного кино – новогодние сказки:
Карнавальная ночь
Ирония судьбы, или с легким паром!
- фильмы, без которых мы, реально, не представляем своей жизни.
То есть других таких фильмов просто нет, стало быть, и другого – такого любимого! – режиссера просто нет. Его фильмы покупают на дисках для домашней фильмотеки и уж обязательно будут смотреть по телевизору – в первую очередь! Любой из вышеперечисленных фильмов в эфире отберет аудиторию у всех остальных программ, поставленных другими каналами на то же время.
Ему удалось влезть к нам в душу. Вот и все. Хотя он, вроде бы, никого за грудки не брал, к успеху, в общем-то, не стремился, да и вообще не мечтал о кино.
А мечтал стать моряком. И даже посылал документы в Одесскую мореходку. Но была война, документы затерялись, а Элик приехал в Москву и поступил во ВГИК. Учился у великих мастеров – в мастерской Григория Козинцева, среди его учителей – великий Эйзенштейн. Но режиссер Эльдар Рязанов закончил курс по специальности "документальное кино". В этом жанре и начал работать. И делал успехи. Получал призы. И о большом кино не думал. Оно его нашло само.
Режиссер-документалист Эльдар Рязанов удачно снял музыкальное ревю – выступление эстрадных артистов. Этот фильм – "Весенние голоса" - увидел Иван Пырьев, в то время всемогущий директор Мосфильма. И загорелся: пусть будет художественный фильм с эстрадными номерами. Догадались? Правильно, будущая "Карнавальная ночь"! Так грозному Пырьеву еще пришлось уговаривать молодого документалиста: Рязанов отказывался от заманчивого предложения аж четыре раза. Отбояриться не удалось, фильм был снят и вышел в прокат. И стал событием, открытием, родоначальником традиции и дебютом великого кинорежиссера-комедиографа.
Тонкий лирик, необычайно точно схватывающий природу смешного, остроумный сатирик и пародист, Рязанов еще и замечательный первооткрыватель актеров-звезд, а про музыку к его фильмам – им инспирированную и прочувствованную – можно поэмы писать. Кстати, о стихах: любовь Рязанова к поэзии, перенесенная в его фильмы, сделала доступным – нет, любимым – целый пласт русской современной поэзии для огромной зрительской аудитории. "Мне нравится, что вы больны не мной…" - эти стихи знает каждый в стране, потому что песню такую исполняет в любимом фильме любимая, но зазвучавшая здесь совсем по-другому, певица.
Конечно, он волшебник, который придумывает не только свои волшебные фильмы – он придумывает нас, своих зрителей – таких прекраснодушных, добрых и мудрых, какими, мы, конечно же, не являемся – но становимся, когда смотрим его фильмы.
среда, 18 ноября 2009