
Воспоминания о детстве, когда ещё отец был с ним – это всё, что теперь осталось у паренька, а вещи отца, стали для юного венгра дороже, чем любой артефакт, найденный, когда-либо учёными в гробницах египетских фараонов.
Отец стал теперь главным героем мира грёз Тако - героически сражающийся с фашистами, герой сопротивления, доктор, укрывавший в своём подвале евреев под видом раненных. Героизация образа отца – стала теперь главной составляющей воображения мальчугана.
Всё это происходит на фоне, а можно и сказать, что параллельно реалиям жизни в послевоенной полуразрушенной Венгрии, где целое поколение детей потеряли отца или мать поодиночке или же и вовсе остались сиротами. Венгрия начинает заново жить, как и каждая страна, что испытала на своей земле тягость разрушений, словно каток прошёлся по её земле. Новая жизнь – новая идеология, новый строй, а как следствие новое, социалистическое мышление - как подарок от страны освободителя – СССР.
Лента венгра Иштвана Сабо наполнена различного рода метафорами и изысканиями на тему послевоенного бытия Венгрии. Это вторая полнометражная работа Сабо и первая, с которой он отправился на крупные фестивали - из Канн венгр увёз Приз за режиссуру, а на Московском Международном Кинофестивале в 1967 году он отхватил Главный приз.
Одним из моментов, показывающим любовь Сабо к метафорам, является эпизод съёмок кинофильма на мосту, в котором принял участие повзрослевший Тако. Эпизод рассказывает о евреях, отправляемых в концентрационный лагерь. В один из моментов режиссёр заставляет массовку бежать то вперёд, то назад по мосту через реку Дунай, разделяющую Будапешт на две части. И так около полутора минут. Здесь Сабо мастерски обыгрывает исторические метания Венгрии в первой половине двадцатого века, начиная от получения независимости после распада Австро-Венгерской империи, последующей кооперации с фашистской Германией и послевоенной солидаризации с СССР и принятии социалистического курса под видом Венгерской Народной Республики.
На сломе двух пород, после восстания 1956-года, венгерская молодёжь находится в интеллектуальном тупике, пытаясь переосмыслить всё происходящее с их крохотной страной, находящейся в самом центре Европы.
В одной из кульминационных сцен фильма, когда отец Тако находит в глухом лесу, полуразрушенный, проржавевший вагон трамвая, стоящий на рельсах, а затем, подталкивая, пускает его со своими друзьями и всем мирским людом через весь Будапешт, можно разглядеть аллегорию первых шагов по становлению послевоенной, полуразрушенной Венгрии на ноги, через призму разыгравшегося воображения главного героя.
Главной сценой фильма, подводящей логический итог картины, является сцена заплыва Тако через реку Дунай, переплыть которую его подвигло желание доказать, что в этой жизни он наконец может сделать что-то сам, не мечтать, не представлять себе как бы это сделал его отец, а совершить этот поступок лично. Он говорит себе: «Я один, без всякой поддержки, я смогу это сделать. Я должен хоть раз вступить в борьбу один». Камера отдаляется, а за спиной плывущего Тако видна сотня точно таких же пловцов, пересекающих Дунай. Это квинтэссенция общего морального состояния венгерского народа в поствоенный период, где за короткий срок в 15 лет они пережили союз с Гитлером, освобождение Советским Союзом, последующее вступление в Соцлагерь и быстрое разочарование новой идеологией, вылившееся в жутчайшее кровопролитное восстание 1956-го года…