Оригинал взят у pycckux в "Вий" 1967 г - самый страшный фильм ужасов всех времен и народов.
..
На прошлой неделе утром по тв показали "Вий". Посмотрела, потому что утром, утром - не так страшно.
Мне довелось посмотреть немало западных фильмов ужасов, самым страшным из которых считаю сериал "Кошмар на улице вязов". Запомнилась детская считалочка и сцена, когда героиня бежит от крюгера, но ее ноги вязнут в ступеньках, нужно бежать, а ноги сковывает и бежать невозможно, а сознание путается, не в состоянии понять сон это или явь. Но обычно в западных фильмах ужасов ставится ударение на ожидание, но не на сам кошмар, и потому перегретый зритель воспринимает ключевой момент без должного страха.
Фильм Вий, - экранизация гениального Гоголя, отталкивается от противоречий: с одной стороны церковь, иконы, святость, с другой - самые темные закулисные силы земли. Хома Брут – бесхитростный, беззлобный студент семинарии будущий служитель церкви – противостоит панночке, похотливой, двулично-лживой, истинный образ которой - образ беззубой старой ведьмы, измывающейся над молодыми парубками. Хоме удается высечь ведьму. Панночка, униженная, раздавленная силами света, умирает, и чтоб отомстить, завещает отцу разыскать обидчика и поручить ему ночное отпевание. В ограниченном пространстве церкви, маленькой, со следами запустения, стены и потолок которой затянуты паутиной, - схлестнулись добро и зло, мертвое и живое, свет и тьма.
Робкая надежда на то, что Хоме удастся сбежать, или его защитит меловой круг, или отчаянные молитвы - безнадежно обрываются, когда зритель накануне последней ночи слышит заунывный вой собаки. Хому не спасает даже утренний крик петуха, предвестника рассвета.
Фильм заканчивается прекрасной картиной летнего теплого украинского дня. Семинаристы красят церковь, вспоминают о Хоме, буднично заключая, что такую участь ему видно уготовил Бог.
Но безмятежно-тихий белый свет уже не видится зрителям таким безмятежным, остается страх и осознание: в глубинах этого мира таится много непонятного, жуткого и агрессивного.
Говорят, Вий изобретен и придуман самим Гоголем, на самом деле никаких легенд об этом существе нет. Тем более удивляет загадочность и богатство воображения внутреннего мира русского писателя! Уверена, Гоголь остался бы доволен и режиссерской работой и актерским воплощением его нетленного произведения!