Сегодня огласят призеров, но итоги ММКФ на самом деле можно было подводить уже днем в пятницу.

Сначала о грустном.
Очень слабый конкурс. Слабый настолько, что один из членов жюри ФИПРЕССИ – Сергей Анашкин – со скандалом вышел из жюри, сделав публичное заявление по сему поводу.
Действительно, из того, что я успел посмотреть в основном конкурсе – ничего не тешило глаз и ум. И даже более: документальный конкурс, отбор в который ведется намного тщательнее, тоже огорчил. Все радости сосредоточились во внеконкурсных программах.

С другой стороны, можно попытаться сказать о тенденциях. Вернее, о тенденции: похоже, ММКФ, несмотря на его вроде бы вполне лояльный статус, пытается (интересно, осознанно ли) изображать фронду. В том же основном конкурсе была «пропаганда гомосексуализма» (голландский «Маттерхорн»), а также целых три фильма из разных стран о гнилой беспринципной власти, о насквозь продажных полицейских – грузинский «Беспредел», польский «Дорожный патруль» и российское «Скольжение». Особенно последнее удивило: там негодяй на негодяе и негодяем погоняет: коррумпированные работники Наркоконтроля против столь же коррумпированных ФСБ-шников – и все мочат друг друга без зазрения совести. Все бы хорошо, да только с искусством там проблема.

А теперь об искусстве. То есть, о внеконкурсных программах.

Несколько очень сильных картин было во внеконкурсной программе неигрового кино «Свободная мысль». Настоящее откровение – «Двоюродный дядя» выдающегося американского документалиста Алана Берлинера – не просто фильм, а настоящая визуальная поэма о памяти, о времени, о литературе… произведение поразительной глубины.
В той же программе – китайские «Дымные горы» - впечатляющая фреска о жизни китайских шахтеров на месторождении асбеста; британские «Истории, которые мы рассказываем» - настоящий визуальный трактат об искусстве повествования и относительности того, что называют правдой; датский «Акт убийства» - столь же жуткое, сколь и сильное произведение об индонезийских «эскадронах смерти».

Также запомнилась еще одна документальная картина – американская «Обнаженка» из программы «Дикие ночи» - об артистах нью-йоркских бурлеск-шоу – очень яркая и смешная.

Что касается кино игрового, то по большому счету здесь только два открытия, о которых хочется говорить много и подробно.

«Прикосновение греха» - убойный эпос китайского эстета Цзя Чжанкэ – фильм-манифест, значение которого явно выходит за пределы фестивальной сенсации; судя по всему, он может задать направление развития китайского кино на ближайшее десятилетие.

И Кира наша ненаглядная Муратова с «Вечным возвращением» - сделала очень изысканную, трогательную и смешную вещь. Хочется надеяться, что до проката она таки доберется.

Вот так, вкратце. Более подробный отчет последует на днях.

Дмитрий Десятерик