-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Итак, для вас Московский кинофестиваль начнется только завтра, а нам,  званым да избранным, уже два дня вовсю кажут кины.


Не знаю, чем руководствовались программные директора, погружая нас с самого первого дня в  плотно-непроглядную атмосферу гнетущей жути, но лично  я по приходу домой плотно законопатила входные двери на все замки,  и сейчас пребываю в изрядном недоумении, каким образом мне удалось благополучно добраться до квартиры,    -  другими словами, почему Колобку по дороге никто не раскроил ебало, например, и не перекусил сонную артерию в нашем гостеприимном вечернем городе.  Похоже, глобальный мир насилия стал настолько глобальным, что четыре абсолютно разножанровые ленты, снятые разными людьми в совершенно разных уголках планеты, слились в одну беспросветную картину, в один дурной сон-сериал.



ММКФ-2013 начался для меня "Тёмной кровью" Джорджа Слёйзера, на 90% отснятой режиссером аж 20 лет назад, в 1993. Тогда съёмки жутковатой психологической драмы пришлось прервать из-за смерти одного из основных актеров   -   Ривера Феникса, потом у Слёйзера начались какие-то разборки с конфисковавшими отснятый материал страховщиками, в общем, и жалких двадцати лет не прошло, как удалось закончить фильм.  Пусть никого не смущают Нидерланды в титрах как страна производства (что дало возможность стопроцентно американский фильм об Америке прогнать по номинации "Малые голландцы":)).  В американском кинематографе есть целое направление    -   фильмы о людях, попавших в пустыню Юта или в ареал колорадских каньонов    -   символ безвременья, края света и аццкого попадалова для любого, затерявшегося в унылых выжженных ландшафтах.  Безумие и смерть  -  это самое легкое, что грозит несчастному, угодившему в эту черную пустынную дыру.  У Слёйзера  -  никакой фантастики, никакой мистики, никаких кадавров и ни капли кровищи, исключительно классический треугольник  "двое мужчин и одна женщина" в условиях изоляции от мира, и что из этого может получиться.   Самая весомая актерская работа   -    у Джонатана Прайса, к тому времени ещё не сыгравшего главной в его актерской биографии роли,  -  в "Каррингтон"....




Великолепная, стилистически и сюжетно безупречная картина "Прикосновение греха"  одного из главных режиссеров сегодняшнего Китая Цзя Чжанкэ, только что получившего в Каннах приз за лучший сценарий,    -     идеальный подарок всем непримиримым противникам китайской модели развития.  Четыре новеллы о китайцах, живущих в разных уголках современной коммунистической Поднебесной и по разным причинам взявших в руки оружие.  Во всех четырех случаях осуждать убийц никому не приходит в голову, ловушка заключается в безусловном и искреннем сочувствии и сопереживании людям, выбравшим насилие как единственно возможный способ противостоять реальности, пронизанной и пропитанной этим самым насилием.

В левой среде дискуссия о характере и природе социального строя в нынешнем Народном Китае   -  одна из самых острых и болезненных.  Весьма распространена точка зрения об имитационном характере китайского социализма, о вывеске, увенчивающей крупнейшую в мире капиталистическую систему, причудливо сочетающую элементы империалистической, индустриальной и постиндустриальной экономики с рудиментами феодализма.  Значительная часть левых говорит о жестоких, квазифеодальных формах эксплуатации и архаичной политической надстройке.  Разделяющим подобную точку зрения  (товарищи из РотФронта и Левого Фронта, не пропустите!)  фильм Чжанкэ ляжет бальзамом на израненные души.

Современный Китай, нарисованный Чжанкэ    -   огромная, бездушная машина подавления, перемалывающая и выплёвывающая миллионы людей;  с одной стороны    -   зона сплошного экологического бедствия,  дымная промзона, составленная из заваливающихся шахт и архаичных грязных заводов образца даже не 50-х, а 30-х годов 20 столетия, депрессивная территория, застывшая без какого-либо намека на развитие, населенная современными феодалами и холопами, с другой стороны   -     блеск режущего глаз богатства, нажитого неправедным путем дичайшей эксплуатации безмолвных рабов, фантастические состояния, сделанные на воровстве и прихватизации народного добра китайскими нуворишами, личные самолеты и вполне себе легальные бордели, где малолетние  проститутки обслуживают клиентов под звуки "Священной войны"  (сцена, выворачивающая душу наизнанку любому нормальному человеку:)).  Чжанкэ отнюдь не стремится к обобщениям, чётко географически детерминируя происходящее, лента перегружена топонимами   -    парень-иммигрант родом из Чуцина, скитаясь по стране, уезжает сначала в Шанься, потом на заработки в Нью-Йорк, оттуда возвращается в Китай, и для того, чтобы живым и невредимым добраться до Гуаньчжоу, вынужден валить из огнестрела многочисленных попутчиков, угрожающих его жизни и здоровью, а заодно садиста-крестьянина, в припадке беспричинной ярости забивающего насмерть лошадь, а заодно....  Вся страна переполнена агрессией, жестокостью, насилием, везде царит право сильного.  Возможность приподняться над другими на ступеньках социальной лестницы порождает богатство, новые китайцы  -   это староста поселка, оказавшийся чуть оборотистее и чуть бессовестней остальных односельчан,  управляющий шахтой, пошедший по трупам и превратившийся из наемного администратора во владельца-мироеда...  Разительный контраст между крупными мегаполисами, футуристическими городами будущего с хай-теком и гламурным блеском высшего света и отсталой глубинкой с преобладанием ручного труда и диким архаичными социальными отношениями, где любого калибра начальник имеет право избивать рабочего, а за убийство можно откупиться по твердой таксе...        Чжанкэ с горечью показывает безмолвную, конформную массу, не просто  принимающую людоедские законы жизни как должное, но и во многом их порождающую.  Его герой   -    шахтер Дахай, в одиночку выступивший против социальной  несправедливости, обличающий вороватого старосту, забронзовевшего партийного бонзу, приспособленца-бухгалтера, прикрывающего их махинации, милиционера - садиста и взяточника, в глазах соседей и коллег не бунтарь-одиночка, желающий сделать их жизнь лучше и справедливее, а склочник, сутяжник, человек со странностями...  Мечта Дахая    -    собрать деньги на билет до Пекина, прийти в ЦК и сорвать покровы с негодяев, мешающих строительству китайского социализма. Ну или хотя бы написать в Пекин письмо. Только чтобы прочитали и отреагировали, чтобы восстановили справедливость.  Надо ли говорить, что купить ружьё и начать расстреливать негодяев и перерожденцев в итоге оказывается гораздо проще, надёжней и эффективней, чем достучаться до Пекина?...   Дахай   -   современный китайский Робин Гуд, вершащий народное правосудие, в чистом виде "приморский партизан" по ту сторону границы,  и действительность не оставляет ему выбора, подсказывая единственно верное и единственно возможное решение...  Историкам, занимающимся народовольцами и всем, любящим порассуждать о природе индивидуального террора, к просмотру обязательно.

Я, грешным делом, решила, что Чжанкэ  снимает  свои киноразоблачения, эмигрировав в Штаты или в Японию, поскольку сакраментальное "из-за бугра плюёте?..."   -  первое, что приходит в голову, а реакцию официального Китая на подобное кино мне лично предположить было трудно:)   -  прозреваю, что Чжанкэ не самый любимый режиссер китайского руководства:)).  Тем не менее, вы удивитесь, но Чжанкэ живет и снимает на Родине, а знатоки утверждают, что  весьма востребован государством, безуспешно пытающимся оседлать пандемию коррупции...  При всей уничтожающей картине китайского общества, нарисованной Чжанкэ, его позиция не выглядит диссидентством в привычном нам понимании.  Диссидент обычно наделяет свою Родину всеми реальными и мнимыми пороками, держа фигу в кармане и намекая на то, что весь остальной глобус живет заведомо лучше.  Чжанкэ же, наоборот, стремится показать, что Китай   -  лишь часть глобального мира, в равной мере наделенная пороками и болячками мировой капиталистической системы, такая, можно сказать, критика слева.



Ещё один каннский призер    -   молодой мексиканец Амат Эскаланте, получивший в этом году награду за лучшую режиссуру.  Криминальная трагедия "Эли"   -    его смелый и неожиданно крепкий дебют.  Есть мнение, что каннским призерам Чжанкэ и Эскаланте нужно было поменяться наградами, поскольку режиссура китайца несравненно более зрелая, но я выбор каннского жюри, поощрившего смелость и агрессивный напор Эскаланте, принять вполне могу.

Если в двух словах    -   аццкая жесть. Фильм настолько не для блондинок, что я призываю взвесить все за и против   -   совершенно очевидно, что смотреть это нужно отнюдь не всем.  Фильм на грани физиологической переносимости, и зритель должен априори обладать стойкой психикой, пониженным порогом брезгливости и спокойным, медицинским восприятием насилия.   Мексика   -   это ещё одна зона тотального, сплошного насилия на карте мира. Если в полуторамиллиардном Китае уровень насилия в обществе, хоть и кратно выросший в последние десятилетия, всё же регулируется государством и самим обществом, то Мексику Эскаланте можно назвать территорией сплошного насилия, в атмосфере которого живет любой мексиканец, пронизывающего жизнь любой семьи.  Семья Эли, молодого рабочего автозавода, попадает в эпицентр войны между криминальными бандами - боевыми группами наркокартеля и государством, и силы здесь явно неравны. Мексика  -  страна, находящаяся во власти наркокриминальных группировок чуть более, чем полностью.  Полиция и правоохранительные структуры, по методам борьбы, облику и нравам мало чем отличающиеся от бандитов, проигрывают эту борьбу, и каждый день в трущобах на окраине города, где живет Эли, наркомафия оставляет свой кровавый след в виде повешенных полицейских либо своих конкурентов по кровавому бизнесу с отрезанными яйцами и вспоротыми животами.

В общем, друзья, кто может спокойно в течение нескольких минут взирать, как живому мужику обливают гениталии бензином и поджигают (советую запастись берушами),    -  фильм для вас.  Эскаланте упрекают в избыточности и нарочитости, и дело тут не только в мучительно продолжительных и мучительно же подробных сценах пыток и издевательств.  У Эскаланте  всё построено на надрыве, на грани переносимости,   -  всего и полной ложкой, чтобы мало не показалось.  Если бандитский налет, то не только бейсбольная бита и отрезанные яйца, но и милому белому щеночку, от которого вся женская половина зала в розовых соплях, на весь экран голову свернуть.  Если женщина-детектив, то неудовлетворенная эротоманка, весь интерес которой к курируемому ею уголовному делу зиждется на стремлении охмурить потерпевшего, если тренировки спецназа, то размазать курсанта мордой по собственной блевотине и макнуть головой в выгребную яму  (дедовщина, она как и капитализм, явление планетарное). Проблема лишь в том, что то, что нам, диванным кинокритикам или, например, жителям богатых кварталов Мехико, кажется художественно избыточным, для жителей окраинных трущоб того же Мехико,   -  повседневная правда жизни.

Тем не менее, было бы совершенно несправедливым думать, что фильм "делают" только брутальный натурализм и выигрышный сюжет.  Не могу не похвалить замечательный кастинг   -   благодаря точному попаданию в образы Армандо Эспитии и обезоруживающе-трогательной Андреа Вергары, играющей 12-летнюю сестру главного героя, чьё пухлощёкое детство заканчивается не с началом подростковой любви к полицейскому, а с попаданием в сексуальное рабство к бандитам, фильм приобретает лирическую интонацию, выпукло контрастирующую с сюжетным адом.

Кстати, могу вас порадовать   -    Сэм Клебанов, отличающийся, на мой взгляд, практически безупречным вкусом и нюхом на стоящие киноленты и руководствующийся в первую очередь не соображениями кассовых перспектив, а исключительно бесспорным эстетическим принципом закупать то, что самому нравится, закупил и китайский, и мексиканский фильмы для российского проката.  Весьма рекомендую и тот, и другой.



Первый фестивальный день   -  день погружения в насилие и растворения в нем   -    достойно завершился фильмом открытия ММКФ, высокобюджетным блокбастером Марка Форстера  "Война миров Z".  Поскольку с серьезным видом разбирать фэнтезийный трэшак про нашествие зомби на нашу несчастную планету никак не представляется возможным, а через неделю вы сами сможете заценить сие в российском прокате, отмечу пунктирно то, что показалось интересным.

1. Фантастическая муть про захват Земли кадаврами после вышеописанных сказок наяву никак не кажется мутью, а представляется вполне логическим результатом развития мира.  Любую реальность делают фантастикой лишь масштабы явлений. Умножь показанное Чжанкэ и Эскаланте на единицу с несколькими нулями, и получится то, что приглючилось Форстеру.

2. Всё экранное время, не заполненное монстрами, занимают крупные планы Брэда Питта.  Расчет оказался верным   -    "я помню все твои трещинки", ааааааа.

3. Компьютерная графика    -    великая вещь, но отнюдь не наше всё.  Поскольку монстры захватили практически всю планету, снимать пришлось в разных её уголках. Роль Филадельфии почему-то сыграл Глазго  (почему не Торжок???...), Корею решили не показывать вообще, ограничившись самолетным ангаром, а израильтяне, в общем, были тысячу раз правы, запретив снимать всю эту аццкую хуеверть в Святом городе     -   не, ребята, я, конечно, всё понимаю за хуцпу, но когда тебе показывают панораму Валетты и на голубом глазу впаривают, что это Иерусалим,  это голимая геббельсовская пропаганда.

4. Голимая же жЫдофская пропаганда заключается в том, что самыми хитрожопыми оказались таки израильтяне   -    закольцевав вокруг Ерушалайма  бетонный забор Арика-бульдозера, они аж на целые сутки оттянули свой бесславный конец.  Для кого как, а для меня кульминацией фильма был штурм забора ордами палестинцев  зомби   -    для взятия любой фортификации трупаки складываются в такой термитник, который не оставляет от укрепления камня на камне.

5. Весь фильм   -  наглый, неприкрытый продакт-плейсмент славного Военно-морского флота США, славного ЦАХАЛа и славной белорусской авиации (!!!)     -    это, по мнению режиссёра, и есть три структуры, которым суждено спасти мир от неминуемого пиздеца. Интересно, сколько Батька забашлил Форстеру за такую джинсу?...

6. Главный герой, помимо прочих горячих точек, прошёл Чечню  (интересно, а что американец там, простите, делал??...), поэтому ему сам чёрт не брат и никакие зомби не страшны. Любопытно, что режиссер Форстер устами своих героев, вопреки сложившейся доброй традиции, называет чёрной дырой и жопой мира не Россию, а Индию. И тут нас, похоже, обошли:((.

Брэда Питта вчера не раздавали, а в знак утешения выдали по три банки алкогольного энергетика. Впрочем, там и без градусов вштыривало неслабо     -    когда благодаря 3D-очкам тебе в физиономию поминутно летит какая-то монструозная слизь, никаких энергетиков уже не нужно.