Как известно, гениальный Андрей Тарковский снизошёл однажды до ничтожной повести А. и Б.Стругацких "Пикник на обочине" и снисходительно позволил братьям радикально переписать всю историю, дабы на выходе получился раздумчивый медитативный "Сталкер" с цитатами из "Дао Де Цзина", закадровым чтением Апокалипсиса и медленно текущей водой. Фантастика была выброшена за ненадобностью. Ибо высокодуховному кино не нужны всякие там завлекалочки для зрителя. Душа, понимаишь, обязана трудиться, шоб служба мёдом не казалась.

sta 1 sta 2

Пример Андрея Арсеньевича оказался, как водится, заразительным. Уже в конце 80-х всяк кинографоман полагал необходимым обзавестись своим "сталкером" с текущей водой, туманом и заросшими крапивой свалками. Евгений Юфит спародировал всеобщее увлечение в "Рыцарях поднебесья", а старательно конспектировавший кинолекции Андрея Тарковского Конст.Лопушанский, не будучи кинографоманом, тем не менее создал свою, почти оригинальную версию "Сталкера" под названием "Посетитель музея".

riza 1 riza 2

Цитировали "Сталкера" на грани плагиата, повторяли сюжетные моменты, композицию кадра, эстетику заброшенной свалки, нарочито замедленный темп и, разумеется, медленно текущую воду. Что характерно, оригинальную повесть Стругацких не цитировали: это было неинтересно, потому что повесть занимательна, и уже в силу своей занимательности не позволяет душе трудиться, ворочая камни на манер мартышки из известной басни Крылова.

po 1 po 2

Надо полагать, что российская мода последних лет на эстетику и этику брежневского застоя возродила и желание мало-мальски заметных режиссёров соорудить собственного "Сталкера", c блэкджеком и шлюхами.

zviagin 1 zviagin 2

Первым в возрождении тренда поучаствовал Зельдович-Гербер, с глянцевой постановкой "Мишень", за ним последовал Балабанов, простодушно назвавший свой последний фильм "Я тоже хочу снять "Сталкера". Жестокие продюссеры убрали вторую половину названия фильма, но, в общем-то, и без второй половины всё понятно, что фильм Балабанова является пересказом фильма Тарковского на киноязыке России наших дней: вместо заросшей Свалки Иллюзий в патетическом финале, естественно, поруганный и заброшенный Храм Души.

zeld 2 ja_2

Кто на очереди? Звягинцева можно не считать, так как практически все его фильмы - про текущую воду и пеший поход по загородной местности за не вполне представимым счастьем, он ничего, кроме "Сталкера", и снимать-то не умеет, а вот от Рогожкина надо ждать чего-то в высшей степени тарковского. Наверняка в сталкериане отметятся Гай Германика и Дуня Смирнова, ибо амбиции этих дам уже вполне дозрели до нужной кондиции, и - я уверен! - убойнейшим многосерийным теле-"Сталкером" нас порадует Владимир Бортко. Надо ли добавлять, что во всех этих фильмах в главных ролях будут сниматься Безруков, Пореченков, Хабенский и Федя Бондарчук? Потому что - а как же иначе?

sta 3zviagin 3 ja_1

Интересно, кому достанется статуэтка "Золотой Сталкер"?