Режиссер
И вот у самой Колокольни мы встречаем режиссера. Откуда он взялся и как он сюда попал, ведь мы, в отличии от других, не видим его в начале фильма. Так он же сам и говорит – режиссер. Он хозяин своей жизни и других… как ему кажется. Это его фильм (опять же, как ему казалось), поэтому, что ему стоит попасть без всяких проблем, без сложного пути и передряг, сразу же к Колокольне? Он написал сценарий и сам срежиссировал, только… сценарий его закончился у самой Колокольни. У Колокольни свой сценарий, ни один режиссер не может решить за Колокольню – режиссер сам хочет, чтобы Колокольня взяла его, а она его не берет. И встает вопрос – почему? Режиссер мучительно размышляет над этим, и понимает, что, наверное, он что-то плохое сделал:
- А ты кто?
- А я просто бандит.
- Что-то плохое сделал?
- Да и не одно.
- А я не знаю что.
Это душа, которая не видит своих грехов. Если Бандит еще понимает, что делает плохое, но у него нет искреннего раскаяния (ибо раскаяние к тому же ведет к изменению человека), то Режиссер, это та душа, которая умом понимает, но душой не ведает. И как же душе ведать, если же он привык режиссировать. Главное иметь толстый портфель – и если, что можно и откупиться – понастроить кучу колокольней; а можно сразу оказаться и у Колокольни, но вот незадача – для Колокольни это не имеет никакого значения, душа одета в дорогие мирские одежды, душа прилипла к этому миру - дверь к Счастью не открывается, те, кто привязался к миру, тот в нем и остается:
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
(Матф.6:24)
Черный портфель, который за спиной у режиссера, который он хотел забрать с собой туда, где Счастье, якорем удерживает здесь:
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
(1Иоан.2:15)
Это также черный портфель нераскаянных грехов, который режиссер не может увидеть в себе. И тут он, как бы пророчествует, рассказывает о том, что понял, как умрет:
- А ты знаешь, после 9-го класса я поехал в экспедицию, рабочим, по озерам Челябинской области. Пробы, лечебные грязи брали, и я греб там, и в глухом-глухом лесу нашли «Мертвое озеро». Оно черного цвета, там чудовищная концентрация соли. И я дошел и быстро вышел, а было тепло, и у меня ноги, напротив «черного озера» - в белых ботинках, тогда я понял, как я умру.
Итак, что за Мертвое Море? Это, как говорилось в самом начале заметки – Мертвое Море в Израиле, на дне которого находятся библейские города Содом и Гоморра, которые Бог покарал за их развращенность и праздность. И покарал именно в назидание и будущим поколениям:
6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
<…>
9 знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
<…>
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
<…>
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
<…>
(2Пет.2:6-22)
К тому же режиссер говорит о белых ботинках – это могут быть и белые тапочки покойника, но откуда они стали вдруг белыми? Там было тепло и чудовищная концентрация соли – т.е. вода испарилась на ботинках и они стали белыми от соли. Опять обращаемся к Евангелию от Матфея:
Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
(Матф.5:13)
Чтобы мясо не пожрали черви, его солят, а если соль потеряла свойство – кто ее уже заменит, ибо это неотрывное свойство самой соли? Поэтому, когда человек теряет свою «человеческую соль», свою «человечность», то его душу начинают пожирать черви и такая уже душа ни на что не годна, и не может принять в себя счастье и быть принятым Самим Счастьем.
«Ученик Христов должен быть "солью", то есть должен быть не только сам в себе добр и непричастен злобе, но и другим сообщать доброту. Ибо такова соль. Она, сама оставаясь неповрежденною и свободною от гниения, предохраняет от гниения и другое, чему передает это свойство. Но если соль потеряет свою природную силу, она не бывает ни на что полезна, не годится ни в землю, ни в навоз». блаженный Феофилакт Болгарский, [9](толк. на лук.14:34)
Итак, как видим, финал у тех, кто дошел до Колокольни, хоть и имел веру разный – одни обрели Счастье, а другие, как режиссер, ушли в Мертвое Море:
7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.
(Откр.21:7,8)
Сам же Алексей Балабанов, как человек, а не, как его киногерой, надеемся, что конечно же обрел Счастье, и его приняла Колокольня, ибо судя по самому фильму, и тем темам которым он поднимает в нем, по тому, что он уподобился Музыканту, уподобился тому, кающемуся мытарю, который посчитал, что не достоин был быть принят в Царствие Небесное.
Тем более в своем посмертном интервью на дурацкий ответ журналиста он отвечает:
«Животные в Господа не верят, а я верю, и поэтому считаю, что после этой жизни мы еще куда-нибудь попадем. А про животных я никогда не думал». [10]
КолокольняИтак, мы как будто подошли к самому финалу – к Колокольне. Что есть на самом деле Колокольня в фильме Алексея Балабанова «Я тоже хочу»? Наверное, уже многие и так догадались – Колокольня, это суть Сам Иисус Христос, Который и есть Счастье.
47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
(Иоан.6:47)
Вернемся к тому, с чего начали – мертвые, это неверующие в Бога, это те, кто идут от Колокольни, они умирают, так и не дойдя до нее. Верующие, очистившиеся (покаявшиеся в своих грехах), победившие (т.е. целеустремленно прошедшие всю дорогу ко Христу), обретают Счастье – обретают Христа для жизни вечной, несмотря на то, какими грязными они начали путь, т.е. опять возвращаясь к сцене, когда троица входит в Колокольню, мы ясно понимаем, кто и почему не обрел Счастья:
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.
11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
(1Кор.6:9-11)
И дабы ни у кого больше не оставалось сомнений, посмотрим, какие храмы использовались при съемки фильма. Съемки фильма проводились на территории двух храмов:
«Ну, что ж, придется приоткрыть завесу тайны. Та самая Колокольня находится в Вологодской области, конкретнее в поселке Шексна. Храм в Еськах нам нужен для картинки. Вологодская колокольня сильно разрушена и вокруг нее тоже ничего не сохранилось. А вот у вас, напротив, и храм сохранился, и антураж». [11]
Не знаю, специально ли Алексей Балабанов выбрал именно эти храмы, не только из-за подходящего антуража, но, исходя и из заложенного смысла, или это какая-то очередная мистика, но съемки фильма велись на территории двух храмов, и оба храма названы в честь…. Иисуса Христа: Христорождественская церковь бывшего села Запогостье в поселке Шексна Вологодской области, и Церковь Богоявления Господня села Еськи Тверской области. Т.е. церкви в честь праздников, когда родился Господь Иисус Христос и когда крестился (Богоявление; в древности праздник Богоявления объединял в себе и Рождество и Крещение). Т.е. это те праздники, когда Царствие Небесное приблизилось, и людям было явленно спасение:
«покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Матф.3:1,2)
И кто не принимает Евангелие, не принимает Христа, тот не может войти Царство Небесное и обрести вечное Счастье, вечную Любовь, обрести Бога, ибо они отказались сами от Него – а это суть те, лежащие мертвецы, и Матвей:
14 А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;
15 истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.
(Матф.10:14,15)
Кстати, что интересно, трупы не разлаживаются, они везде торчат из снега, для примера тем, таким, как Матвей, у которых душа еле-еле, но еще живет, чтобы они на примере этих трупов сделали себе выводы – идут ли они вперед или остаются в мерзлоте.
Матвей сделал свой выбор, и теперь каждый пусть подумает, а какую роль он играет в этом фильме, кто он в этой жизни и каким путем идет?