Оригинал взят у ms_marple в Ликвидация разума



Даже и не знаю с чего начать. Каким образом это шедевральное кинопроизведение режиссера Урсуляка прошло мимо моего внимания, то одному Богу известно. Во всяком случае после просмотра столь любимого многими сериала "Ликвидация" мне стало особенно грустно. Не за сериал, не за себя - за страну и ее народонаселение. Почему? Давайте я просто расскажу свои впечатления от увиденного на экране. Тем более, что пересказать суть 14 серий в данном случае не труднее, чем поведать в паре абзацев про какую-нибудь 1000-серийную "Санта-Барбару".

Запомнить кого и как зовут в сериале довольно трудно, одни запоминаются по своим паспортным именам, поскольку играют самих себя, например, Пореченков. Другие - по экранному персонажу, поскольку, как их зовут в действительности я не знаю, например, Чекан. Конечно, Урсуляк по буйству фантазии уступает своему вконец укурившемуся коллеге, который сделал президента Линкольна охотником за вампирами. Но не сказать чтобы намного.

Итак в лесах под Одессой действуют сотни фашистских прихвостней. В принципе вреда от них никакого, они там чем-то питаются, грибы собирают и ягоды и советской власти, судя по всему, совсем не мешают. По сценарию ими должен руководить главная надежда фюрера - агент "академик", в народе артист Пореченков. Он в любой роли остается именно артистом Михаилом Пореченковым, с добродушной улыбкой, ожидающий экстрастенсов на очередную "Битву" на канале ТНТ. Так вот Пореченков, это точный герой анекдота, когда война 40 лет как кончилась, а некий дед-партизан все пускает составы под откос. Он до сих пор не просек, что Гитлер-капут, в общем, действует в интересах германских властей. То есть практически получает команды из загробного мира.

Надо признать, что войско у Пореченкова подобралось соответствующее: некий болезный дед, с которого в буквальном смысле сыплется песок. Дед все время охает и ахает, но это не мешает ему быть "правой рукой" неуловимого академика Пореченкова. Ценность бандюги Чекана заключается в том, что поймать его невозможно. Ну, совсем никак и он явно доживет до последней серии, даже если на Одессу упадет атомная бомба. Еще там есть какой-то беспринципный дружок Чекана, который мечтает порешить того самого деда, поскольку дед запрещает ему пить компот из банки и проливать его на пол. У деда есть аутичный племянник, который несколько серий посвящает тому, что ходит хвостом за Пореченковым, чтобы убедиться в том, что за ним нет "хвоста". Видимо, аутизм помогает с этим справиться в стократ лучше, чем звание самого лучшего ученика германской разведшколы (в этом, кстати, зрители вскоре убеждаются). Ну, и есть еще любовница Чекана, которая задолго до появления ЖЖ-сообщества "Пора валить" выучила наизусть все тамошние посты. И вот эта "могучая кучка" бросила вызов советской власти вообще и артисту Меньшову (по сценарию маршалу Жукову) и Владимиру Машкову (единственному борцу с одесской преступностью), в частности.

И тут внимание - сюрприз! Силы противников оказались практически равны. Анткириминальный отряд Машкова - это фактически "Четыре танкиста и собака", вместо собаки на этот раз военврач. И они вчетвером ведут в буквальном смысле незримый бой с одесской бандпреступностью, в которую, судя по фильму, вовлечено все остальное население города. То есть живут себе преступники-одесситы, а тут на их несчастные головы падает две группы инопланетян и начинают свои разборки. При этом у Машкова есть начальник, которого вообще все происходящее не колебет, он проводит рабочее время на встречах с пионерами, а гнева товарища Сталина за безделье и разгул криминала совсем не боится по невыясненым, правда, причинам.

Есть еще Меньшов-Жуков - истеричное создание, абсолютный гоблин, дееспособность к которому возвращается только при сеансах телепатии с главным военным контрразведчиком, который на короткое время с помощью вкрадчивого голоса ненадолго возвращает маршалу Победы остатки напрочь потерянного разума. Правда, периодически клинит обоих - Меньшова и контрразведчика. И уж тогда начинается жесткая жесть. То они решают арестовать всех местных воров в законе, что конечно же приводит к захвату армейских складов вооруженной братвой, которая каким-то образом оказывается в фургонах банды Пореченкова. Хотя связи между ними нет никакой. То, запускают в Одессу контрразведчиков, которые отстреливают всех преступников до такой степени, что главари одесской мафии спешно бегут с нажитым добром (пару стульев и граммофон) в город Николаев. Конец этих панических атак так же внезапен, как и их начало. Хотя... видимо, из-за угрозы того, что Машков потеряет работу и не нанесет решающий удар по фашистскому подполью, несмотря на прекрасные результаты, отстрел преступников прекращается. Проще говоря, у режиссера Урсуляка вообще вместо логики повествования точно задействован генератор случайных чисел. Я даже подумываю, что он и Божена Рынска - это один и тот же человек.

Конечно, если начать перечислять все режиссерские придумки Урсуляка: любовь милиционера Машкова к интеллигентной изготовительнице чемоданов, на поверку проживающей по купленному паспорту, жене расстрелянного следователя, мутная история которой конечно же никого из сталинских опричников вообще не волнует. Или фактическое руководство оперативной деятельностью УГРО бывшим главным одесским щипачем, потому что он друг Машкова и "дал ему слово завязать". А живет он на то, что в свободное от руководство сыщиками (на общественных началах) время мастерит с той самой будущей любовью Машкова те самые чемоданы... Или про то, как любовница неуловимого Пореченкова артистка местной филармонии с первого раза выслеживает его, изобличает в предательстве и конечно же становится невинной жертвой фашистского наймита. Конечно, у нормального режиссера она могла бы найти обрывок бумажки или подслушать телефонный разговор. Но у Урсуляка все наоборот. Что не по силам 10 долгих серий всезнающему Машкову и всесильной военной контрразведке, то опереточная артистка проделывает ровно за 5 минут. Аутичный племянник был к тому времени ликвидирован параноиком Пореченковым. Про чудо-явление слепого провидца Басилашвили вообще можно написать отдельный пост. В этот день у Урсуляка на обед были грибы, много грибов...

Собственно, так бы они и отжигали еще сезонов 10, но их зачем-то и весьма неожиданно ликвидировали. Тут сценаристы задумываются над двумя вопросами. Первый - что делать, чтобы покончить со всем этим бредом? Ответ прост - захватить Одессу. Второй вопрос сложнее - зачем? Видимо, до Пореченкова доходит наконец, что Гитлера больше нет. Но это же не повод так буянить. И тут находится вполне себе объяснение - поднимется вся Украина. А с ней, видимо, оживет при помощи мага Басилашвили и вся нацистская верхушка. Но чтобы мечта режиссера о ликвидации сбылась нужно конечно не это, нужно главное.

А именно случайное совпадение нескольких абсолютно независимых факторов, которые однако все и объяснят. Во-первых, к контрразведчику временно возвращается его талант доверительного шептания и он направляет безумство Меньшова-Жукова в мирное русло. Маршал после пары минут безуспешных попыток рассуждать логично объявляет об отводе войск из Одессы на учения. Это происходит на тайном совещании, в котором конечно же непременно участвует майор-прокурор (!) Пореченков. Подручные последнего присутствуют на всех мероприятиях по переброске войск и ведут тщательный пересчет солдат. Далее в логово врага внедряется спецагент. Ну, конечно, вчетвером у бандитов нет шансов захватить Одессу, а впятером - это несокрушимая сила. Как быстро и результативно внедрить агента в глубоко законспирированное фашистское подполье? Ответ очевиден. Хорошо одеть, научить играть в карты, и чтобы стрелял не хуже бандита Чекана. Этих трех условий конечно же достаточно, чтобы перехитрить неуловимого "академика" Пореченкова. Нет, еще одно - главное сказать страшную фразу: "Я из Центра. Центр вами недоволен".

Из одесских лесов восстают фантомы повстанцев, из переодетых штукатуров - советских воинов. Проходит пятиминтука взаимной ненависти. Враг разбит. Главный герой Машков из последних сил кончает Пореченкова. Три сотрудника Машкова и возлюбленная вдова врага народа, улыбаясь летят ему навстречу. И это конечно не радует, поскольку по логике сюжета враги должны были захватить Одессу, а Пореченков превратиться после сеанса черной магии минимум в Геринга.

Да, такой народ достоин Бориса Грызлова и социальных реформ, которые сегодня ликвидируют медицину, образование и науку. Вот ровно также как у Меньшикова-Жукова. Надоели они. Тут с Урсуляком не поспоришь.