прим. спец. для сообщества "Другое кино": ЖЖ не позволяет публиковать большие заметки, поэтому пришлось делить на четыре части, и чтобы не забивать стену сообщества 4-мя частями, здесь публикую только первую и ссылки на остальные.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
(part1)(part2)(part3)(part4)
«Я убил в фильмах слишком много людей. У меня нет ни единой картины без убийств. Это не очень-то помогает достичь счастья. Я действительно не очень счастлив, хотя мне повезло - у меня семья, жена и двое детей, и огромная квартира с домашним кинотеатром. По ночам я смотрю кино - по телевизору масса всего хорошего бывает с полуночи до 6 утра, - а днем сплю».
режиссер Алексей Балабанов
(интервью для РИА Новости, 8 сентября 2012 год) [1]
Новость о смерти известного кинорежиссера Алексея Баланова разошлась моментально по всему медиа-пространству, при этом все отмечали странное совпадение того, что последнее его интервью, как раз вышло в день смерти. Может быть это было и не так особо значащим (журналистам только дай повод, дабы усилить краски и наполнить трагизмом), если бы не тот факт, что в этом интервью, речь как раз шла о его последнем фильме о поиске счастья, и в контексте этого, он размышляет о смерти и посмертной участи, и о том, что он предчувствует, что фильм «Я тоже хочу» на самом деле последний, хотя он был бы не прочь снять еще фильм.
Не скрою, что именно в связи с этой мистической волной, которую подняли масс-медиа (тем более что это фильм, в которой Алексей Балабанов снял свою собственную смерть) и решил посмотреть фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Это несколько схоже с тем огромным, просто невероятным интересом к трудам покойного о.Даниила Сысоева, вызванным именно смертью священномученика, убиенного мусульманами в храме г.Москвы, где он служил.
Фильм вначале показался не особо интересным, тем более, что смотрел его в полудреме, вернувшись уставшим вечером домой. Я не мог понять зачем эти длительные ненужные сцены движения компании главных героев в автомобиле, эти непонятные плоские истории, рассказы. И только в самом конце фильма, когда сам Алексей Балабанов, в роли себя самого, стал рассказывать о том, как в юношестве он понял, как умрет, с меня весь полудрем, как рукой снесло. Алексей Балабанов рассказывал о том, как в юношестве устроился на работу и его послали в экспедицию по озерам Челябинской области, и там в «глухом-глухом лесу нашел мертвое озеро, черного цвета, где была чудовищная концентрация соли». Вот именно эти челябинские озера и заставили меня несколько раз прокрутить эту сцену, а потом поискать информацию о истории создания .
Дело в том, кто читал мою заметку «Челябинский метеорит в свете Апокалипсиса» может понять, чем вызван был этот интерес, а так вкратце скажу – в жизни нет ничего случайного, все по Божьему промыслу, и если метеорит упал под Челябинском, значит и в этом есть определенный смысл. Как мне кажется, это явное указание на Апокалипсис и последние времена, и что будет ядерная война, и при этом примечательное то, что метеорит упал в озеро Чебаркуль, что означает «Пестрое озеро», а в Апокалипсисе, весь мир будет брошен в «огненное озеро». А более внимательные заметят, что Алексей Балабанов делает явную аллюзию на Мертвое Море, на дне которого, находятся развратившиеся библейские города Содом и Гоморра, и действия фильма разворачивается «где-то между Питером и Угличем, рядом с уже давно не работающей атомной станцией». [2]
Вот и подумал, ну, не мог Алексей Балабанов поднимать эту тему, тем более, не понятно, как она вообще увязывается с фильмом. Нет – действительно, речь в фильме идет совсем о другом, хотя тоже об Апокалипсисе – но это евангельская история об Апокалипсисе души.
Об этом и будет весь дальнейший расклад фильма. Вообще, вначале хотел рассказать о той мистике, которая связанна с фильмом «Я тоже хочу» и о соответствующих параллелях с фильмом Андрея Тарковского «Сталкер», но все-таки пусть будет это уже, как логический финал. Итак:
Мертвые и живые вдоль дороги лежат
Наверное, ключевой сценой для понимания всего фильма, является момент, когда Матвей остается закапывать своего отца:
-Какой Конец Света?! Папа умер! А счастья не увидел.
- Они назад шли.
- Ты че идиот?! Идти надо!
- Топор дай – мерзлота здесь.
- Ты че дурак?! Ты же сам сказал – мерзлота здесь.
- Иди! Я с пацанами, - показывает на лежащие трупы - останусь и с папой.
Обратимся к Евангелию. Т.к. в фильме присутствует Матвей, как бы еще одна помощь зрителям с чем увязывать сюжет фильма, процитируем прямо из Евангелия от Матфея:
21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
(Матф.8:21,22)
В фильме, как и предсказывал «Мальчик» (так он обозначен в титрах) Матвей все-таки выбирает остаться и не идти к Колокольне – выбирает остаться с мертвыми, как и сам говорит: «я с пацанами». При этом, несколько раз акцентируется внимание, что здесь «мерзлота» - т.е. смерть или ад. Отец для него важнее того счастья, которое его ожидает в Колокольне, и даже несмотря на неминуемый Конец Света, в который он свято верит.
Кем считаются мертвые в Библии? Кого имеет в виду Христос, говоря «предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Один из величайших отцов Церкви, Св.Иоанн Златоуст комментировал этот стих:
«Сказав же: "своих мертвецов", показывает, что мертвец не Его. Умерший, по моему мнению, был из неверующих». [3]
Т.е. неверующий человек – это мертвый человек[1]. Исходя из этого вдруг раскрывается вся картина и смысл фильма – фильм «Я тоже хочу», как и фильм Андрея Тарковского «Сталкер», прежде всего о вере.
«А еще образованные люди! Эти ученые, писатели… Да у них каждое движение души наперед оплачено, и одна мысль только - как не продешевить… Они же ни во что не верят, у них даже орган, которым верят, атрофировался за ненадобностью!.. Никто не верит! Не только эти двое… Кого же мне водить туда?» Андрей Тарковский, к/ф «Сталкер».
Теперь многое становится понятным, почему все умершие лежат головой от Колокольни, Музыкант, как бы пытаясь уговорить Матвея оставить мертвого отца и пойти дальше к Колокольне, показывает на мертвых и говорит:
- Они назад шли.
Т.е. все, кто умер, и трупами лежали в снегу – суть неверующие. И Матвей из таких же. К нему и к его проблеме мы еще вернемся, т.к. ситуация с ним не такая тривиальная – он вроде бы и верил (философствовал у костра о Боге), и даже Колокольня готова его была взять, но он сам предпочел вечную мерзлоту.
Но вот из тех, кто дошел до Колокольни, оказывается, тоже не все обретают счастье и не забираются Колокольней. Итак, кто дошел до Колокольни:
1. Проститутка;
2. Бандит;
3. Музыкант;
Обратимся опять к Евангелию от Матфея, Иисус обличает первосвященников и книжников, которые считали себя большими праведниками:
«истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие»,
(Матф.21:31)
Остаются у кого-либо еще сомнения, что в фильме разворачивается Евангельская притча? Первая вошла проститутка и ее взяли сразу, а потом бандит, музыкант – музыканта взяли, бандита нет.
Кто такие мытари?
«Сборщики податей. Подозревались в лихоимстве. Часто виновны в лихоимстве». Б.Геце, [5]
Что такое лихоимство?
«лихоимство - требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток». Вихлянцев, В. П., [6]
Т.е. в принципе, это именно чем и занимался бандит – убийствами, грабежом и вымоганием, о чем он и рассказывает на протяжении всего фильма. В самой ключевой сцене фильма у костра, он и говорит проститутке, что, если бы он знал ее раньше, то снял бы все деньги с ее сутенера, да еще с процентами. Для этого и нужны все эти «плоские и простые» рассказы из которых мы понимаем, кто есть кто.
Итак блудники и мытари (в нашем случае бандит) идут в Царствие Небесное впереди мнимых праведников. Но в в Евангелии также говорится, что:
9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.
Почему же проститутка все-таки обрела счастье, была восхищена Колокольней, а бандит нет? Почему музыкант также обрел счастье? Почему Матвей остался и не пошел к Колокольне? И почему сам режиссер так и не обрел счастье? Кто такой Мальчик?
По состоянию души. Как писал вначале – фильм «Я тоже хочу», это фильм об Апокалипсисе души, фильм о пути души к Богу. И для того, чтобы идти и дойти до Бога, изначально нужна вера. Бандит говорит Матвею, который решил остаться:
- Ты че идиот?! Идти надо!
Но и прийти нужно в соответствующей одежде, в соответствующем состоянии души, ибо Колокольня не всех принимает. Начнем пожалуй с проститутки.
Проститутка Наверное, эта роль, должна была быть самым ярким и запоминающемся пятном в фильме, в некотором смысле даже провоцирующим –проститутка, почти весь фильм, бегает голой по снегу между трупами. Если не видеть смысла в этой сюжетной линии, то это может показаться даже пошлым, но речь идет о душе, которая покаялась и сбросила с себя всю грязную и ветхую одежду. Еще только сев в машину, она сразу честно призналась, что «торгует туловищем» и горько излила слезы о своей греховности, ибо без слез нету покаяния. С этого, в принципе, и начинается все Евангелие и этим и заканчивается:
2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.3:2)
Итак она сбросила с себя всю грязную и ветхую одежду, и осталась, как говорится, в «чем мать родила», такой, какой создал Бог - т.е. она уподобляется младенцу. Этим и отличается проститутка от всех героев фильма, именно своей детской наивностью и непосредственностью - она на веру принимает шутку Бандита и раздевается не задумываясь, и не смотря на всю мерзлоту вокруг.
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
(Матф.18:3,4)
У кого еще остаются сомнения, то пусть обратят внимание, что в этот момент звучит песня в исполнении Музыканта (Гаркуши) со словами «светла моя душа».
Что делает эта обнаженная душа, которая сбросила с себя всю грязную одежду? Она по дороге прибегает в храм и пытается там согреться. А из храма она вновь целеустремленно направляется в сторону Колокольни. Она также пытается согреться в сене.
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.
(Матф.6:30-34)
И когда она подходит к огню, у нее с Бандитом происходит примечательный диалог, показывающий, как она просто восприняла все тяготы и испытания дороги, несмотря на мороз и на то, что разбила ноги в кровь:
Б.: Холодно?
П.: Да не так, чтобы очень.
Б.: Ты что разделась?! Я же пошутил!
П.: А я не шутила, когда сказала, что счастье хотела.
К тому же, несмотря на свою детскую наивность, ее нисколько не смутило, то, что Бандит сказал, что женщин Колокольня не принимает – она знает, что она хочет счастья. Т.е. перед нами к тому же яркий пример целеустремленности к счастью.:
Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
(Лук.9:62)
Итак резюмируя, какие добродетели являет нам героиня фильма:
· Она покаялась;
· Детская наивность и непосредственность;
· Целеустремленность и твердость;
Не мудрено, что после всего этого, она первой легко вбежала в Колокольню и тут же была восхищена.
Но как же остальные? Для того, чтобы понять, начнем с самого начала фильма, дабы увидеть, кто с чем пришел к Колокольне. Итак:
[1] Многие превратно понимают это слово в Евангелии, видя в нем непочитание к родителям, поэтому другой известный толкователь Писания, блаженный Феофилакт Болгарский поясняет:
«Конечно, должно почитать и родителей, но Бога надлежит предпочитать им».
[2]Так в Молдавии (на родине автора заметки) называют старые ламповые радиоприёмники;
(part1)(part2)(part3)(part4)
21 мая 2013г