Сегодня – день рождения Сола Басса (Saul Bass, 1920-1996), одного из величайших художников ХХ века, впрочем, не знаю, считал ли он себя художником, поскольку всю жизнь совершенно сознательно оставался в области прикладного дизайна, создавая плакаты, логотипы и анимированные титры для различных фильмов.

saul-bass-1 Saul-Bass saul-bass-2

Я преклоняюсь перед скромным величием творччества этого человека.
Своего «Оскара» в 1968 году он получил за короткометражную документашку «Почему люди творят», но в истории искусства он остался как мастер нефигуративной анимации, довёдший идеи Фишингера, Рутмана, Цехановского и Мак-Ларена до немыслимого совершенства. Он делал титры для фильмов Преминджера, Олдритча, Билли Уальдера, Кубрика, Хичкока и Мартина Скорсезе, и эти краткие, функциональные фрагменты больших фильмов – одно из высших достижений мировой анимации!

saul-bass-1960-psycho-title-sequence 1

Титры «Психо» с музыкой Херманна являются, по сути, абсолютным кино, безупречным шедевром, от красоты ритма которого перехватывает дыхание. Одного этого фрагмента было бы достаточно, чтобы навсегда остаться в истории искусства, но Сол Басс однажды сделал целый художественный фильм в качестве режиссёра.

saul-bass-1960-psycho-title-sequence 3

Я уже не раз упоминал об этом - Phase IV, 1974 года, один из немногих фильмов, которые можно было бы с полным правом назвать «научно-фантастическими».

phase_iv-31 phase-iv

Фильм с тремя актёрами и несменяемой декорацией в пустыне Аризоны, где наблюдающие за космическими феноменами астрофизики оказываются объектами экспериментов мутировавших муравьёв, обретших подобие разума и быстро создающих свою цивилизацию, не имеющую ничего общего с цивилизацией людей... Напряжённое кино, полное саспенса, выстроенное строго, скупо, с жёсткой каллиграфией, оно не вызвало абсолютно никакого резонанса ни у критики ни у массового зрителя. Для ценителей авангарда оно было слишком увлекательным и понятным, для поклонников ужасов в нём было маловато спецэффектов... Вернее, до финального эпизода спецэффектов там нет вовсе, а этот феерический, захватывающий дух финал ещё был и перемонтирован Солом Бассом, убравшим откровенно сюрреалистические образы, потоком обрушивающиеся на зрителя, и оставившим лишь то, что необходимо для понимания – перфекционизм, доходящий до аскетизма.

phase-iv-title-sequence phase_iv_cover

В общем, Phase IV оказалась фильмом не для всех, а последовавшее со второй половины 70-х массовое поглупление кинопублики и вовсе отодвинуло единственный полнометражный шедевр Сола Басса в дальний уголок полочки культового кино.
Я не знаю, встанет ли когда-нибудь этот любимый мною фильм на достойное его место. Но то, что Phase IV оказалась эстетическим и интеллектуальным прорывом в будущее (увы, не состоявшееся), это несомненно.