Сюжет
Тридцатые годы XX века. В маленьком американском городе Догвилль тишь да гладь. Пятнадцать взрослых и семеро детей живут размеренной жизнью. Выращивают крыжовник и яблоки, ухаживают за дорогами, регулярно встречаются всем городом в церкви для “морального совершенствования”. Но при этом стоит заметить, что из всех обитателей города мало кто доволен своей жизнью. Причём у всех на это разные причины. Кого-то доконала жена, кто-то устал от постоянного внимания к себе, а кто-то уже много лет слеп, хотя пытается убедить сородичей в обратном. Тем не менее, люди делают вид, что всё хорошо, и ничего большего им от этой жизни не нужно.
В один прекрасный день в городе появляется девушка Грейс. Она спасалась бегством от погони гангстеров, и шахта Догвилля оказалась единственным надёжным местом, где можно было спрятаться. Там её и увидел Том Эдисон, духовный лидер общины города. Во время их беседы в городе появляется машина со злоумышленниками. Грейс успевает спрятаться, а Том обманывает незнакомцев, говоря, что никого не видел. Они уезжают, предварительно отдав Тому карточку с номером их телефона. После того как Грейс выбирается из шахты, она хочет продолжать побег, но Том уговаривает её остаться. На очередном собрании общины он представляет её жителям, и, посовещавшись, они дают Грейс двухнедельный испытательный срок, чтобы понять, нужен ли городу новый житель. Теперь Догвилль, сроду не видавший гостей, будет свидетелем настоящего эксперимента, итогом которого может стать появление нового постояльца – милой и скромной Грейс. Город, в котором не всё так просто, как кажется.
3

2
Постановка
Ларс фон Триер – один из лучших европейских режиссёров, фигура неоднозначная и провокационная. Я впервые познакомился с его творчеством, увидев короткометражку из киноальманаха “У каждого свое кино”, она ярко выделялась на фоне остальных и очень мне понравилась. И вот как-то я прочёл о том, что есть у Ларса один фильм, которому уже много лет, но тем не менее он продолжает оставаться лучшей режиссёрской работой датчанина. И вот, спустя без малого десять лет после выхода в прокат, этот фильм добрался и до меня. Хотя нет, это я добрался до него…) “Догвилль” – начало трилогии под названием “США – страна возможностей”. В кино снимается несколько хороших американских актёров, но ценно оно, конечно же, не этим. Фильм стал для меня настоящим открытием сразу по нескольким причинам. Первая – практически полное отсутствие декораций. Я читал мнения о том, что этот ход режиссёра – перегиб, и не соглашусь ни на грамм. Причина тому – последние 10 минут фильма и вид города после всего того, что с ним произошло. Он разительно отличается от всего раннее показанного и действительно наводит ужас. Вторая – атмосфера фильма. Я всякое видел и многое ощущал, но чувства, испытанные мной при просмотре этого кино, я мало с чем могу сравнить. В некоторых моментах было настолько жутко, что хотелось поставить на паузу и пойти покурить (при этом я не курю). Вторая половина фильма и особенно последние несколько минут буквально заставляют зрителя испытать ненависть в человеческом роде. С этой стороны нельзя не отметить титаническую режиссёрскую и операторскую работу. Третья причина – абсолютная немэйнстримовость фильма. В нём нет фактически ничего от стандартных триллеров современности, и оттого при просмотре ощущаешь себя частью какого-то другого мира, аккуратно отстроенного Триером. Даже на роль рассказчика был приглашён Джон Хёрт, которого мы с Вами помним по одиозным персонажам его других фильмов. Ты можешь принять или не принять то, что тебе дал режиссёр, но ты не можешь остаться в стороне от проблем, так жутко оголившихся перед тобой посредством этого кино. Таким образом, я считаю, что это кино из разряда тех, что могут очень серьёзно повлиять на своего зрителя. Ну и четвёртая причина, которая сделала этот фильм в моих глазах Шедевром – финальные титры. О них ничего говорить не буду – лучше один раз увидеть.



Актёры
Казалось бы, когда с постановкой всё настолько хорошо, а фильм не очень знаменит, это наверное актёры всё испортили? Уверенно Вам отвечу – нет. Актёры здесь на высоте, причём все до единого. Когда речь идёт о маленьком городке, в любой момент каждый из жителей может выйти на первый план. Все 15 жителей Догвилля каким-то образом повлияли на жизнь Грейс, и оценить, как они это сделали, в фильме, где у домов нет стен, не составило особого труда. Главные роли в этом фильме достались Полу Беттани и Николь Кидман. Я с уважением отношусь к ним обоим, и за этот фильм не могу сказать об их образах ничего плохого. Задумано и сыграно всё так, как и хотел мистер Ларс. На фоне хорошо сыгравших Пола и Николь я всё же выделю главного антагониста – Чака, блестяще исполненного Стелланом Скарсгардом. Его поведение с самых первых минут фильма говорило мне о том, что Грейс испытает мало положительных эмоций, если останется в городишке. Отличный актёр и очень интересный образ. Из остальных жителей города запомнились персонажи Патришии Кларксон и Бена Газзары. Ну и Джеймс Каан, появившийся ближе к концу, просто зажёг одним эпизодом. Причём во всех смыслах этого слова.

Я знал, что Триер молодец, но к такой жести оказался не готов. “Догвилль” это, безусловно, гениальное произведение искусства от человека, который не очень-то любит людей. Это творение Ларса вошло топ-5 фильмов, которые произвели на меня впечатление. Его тяжело назвать моим любимым, но он меня задел, даже слишком. Поэтому речь может идти только об очень высоких оценках. И знакомиться с дальнейшим творчеством Триера я обязательно продолжу – полюбился мне он. Крутой мужик.

Все фото с сайта http://www.kinopoisk.ru/