Оригинал взят у
lost_lighthouse в Ларису Ивановну хочу(с) (по сценарию к\ф "Мимино)

Предлагаю вниманию протокол разногласий фильма "Мимино" с киносценарием Г.Данелии, Р.Габриадзе, В.Токаревой.
Крылатая фраза "Ларису Ивановну хочу" по сценарию произносится только один раз и говорит её Рубик Хачикян (Ф.Мкртчян),
а не Валико "Мимино" Мизандари (В.Кикабидзе) как в кинокартине.
А сам Валико говорил скромно: - Здравствуйте. Ларису Ивановну позовите, пожалуйста.

После того, как красавица-блондинка Лариса Комарова (Е.Проклова) не пришла в ресторан...
— Валик-джан, — сказал Хачикян. — Ты только не обижайся, но вы, грузины, не совсем хорошо умеете с девушками разговаривать.
— А кто умеет хорошо? — саркастически улыбнулся Валико. — Армяне, да?
...Потом Хачикян звонил из гостиничного номера по телефону.
— Алло! Ларису Ивановну хочу!
— Это я,— помедлив, ответил легкий голос.
— Здравствуйте. Это Хачикян говорит, друг Мимино, который Валико... Лариса Ивановна, Валико Зурабович уехал на спецзадание, меня просил позвонить...
— Константинович,— поправил Валико, сидевший на своей кровати.
— Э, какая разница!
— Что?—спросил голос.
— Ничего, Лариса Ивановна, он поручил вас спросить, в какой вы театр сегодня хотите пойти?
— А он что, волшебник?
— Зачем волшебник?
— Может в любой театр билеты достать?
— Может.
— И в Большой?
— Конечно.
— И на Таганку?
— Таганка? — Хачикян удивился, закрыл ладонью трубку, зашептал Валико: — Таганка — тюрьма. Сурен там сидел. Большой шутница, этот твой Лариса Ивановна...
— Слушай, я ж тебе всё объяснил, — отмахнулся Хачикян и продолжал в трубку: — Как мне Валико Вахтанговичу доложить? Придёте?
— Непременно. Хачикян положил трубку.
— Хачикян, когда захочет, всё может. Валик-джан, если не трудно, мне тоже билет возьми. Я Большой театр очень люблю — никогда не был. — Снял трубку, протянул её Валико: — Звони своему артисту.
Г.Данелия: «Ларису Ивановну хочу». Что здесь веселого, неясно. Ведь по-грузински та же фраза звучит так: «Лариса Ивановна ми’нда», где «ми’нда» и есть «хочу».
Небольшой обзор того, что еще не попало в фильм:
* Сценарий начинается с того, как Мимино с лесником с вертолёта считает оленей и медведей.
Привезенных на вертолёте баранов грузили в рейсовый автобус...
Они, даже не поздоровавшись, принялись впихивать баранов в автобус прямо через окно.
— Объявляется посадка на рейс номер два! Пассажиров просим приготовиться, — прозвучал над поляной голос...
* В фильме есть эпизод, когда Мимино, услышав дома в деревне Таркло за ужином игру на пианино, с племянником Варлаамом (З.Сахвадзе) и псом Зарбазаном пришел в школу послушать, как играет грузинская учительница Лали (Р.Морчеладзе)

На самом деле Валико, чтобы послушать Лали, летал на вертолёте (!!!) на соседний склон горы (!!!) в школу.
* Фрагмент, когда Мимино, решив помочь старушке перевезти корову...

...в сценарии представлен чуть помпезнее: Но небу летела корова. Она висела в смастерённой из мешков люльке и, звеня колокольчиками, плавно раскачивалась под брюхом вертолёта.
* В фильме знакомство Рубика и Валико в гостинице началось с выхода Хачикяна с голой задницей из ванной...

В сценарии было скучнее - Хачикян лежал на кровати и читал журнал "За рулем". Банально и скучно..
Кстати, в сценарии - армянин-водитель приехал из Ленинакана, а не из Дилижана... Хотя в конце, Дилижан все-таки фигурирует - так что тут полная непонятка. А вот как Данелия рассказал сам факт появления курортного Дилижана в фильме:

А по сценарию всё было наоборот - Альбертик просил отца привезти желтого надувного крокодила, а в магазинах, как назло были только зеленые..
Сразу после знакомства Рубик и Валико, как это неудивительно, НЕ ссорились истерично, как в кино:

* В ресторане играли не "заявленные" песни. Для гостя из солнечного Телави звучала "Сулико" вместо гимна Тбилиси "Тбилисо", а для гостя из солнечного Дилижана вместо песни "Ереван" на экране мы увидели исполнение "Ов сирун, сирун".
Если в фильме два кавказца зажгли ресторан лезгинкой, то в сценарии далеко не все были в восторге от их танцев

Пожилой человек с бородкой подошел к метрдотелю и погрозил пальцем:
— Предупреждаю! Если вы немедленно не прекратите эту декаду, я сообщу куда следует. Сюда люди пришли отдыхать, в конце концов!
* В фильме есть запоминающийся спич, когда Хачикян восторгается отношением и сервисом в гостинице. "Такие люди, как в этом гостиница я больше нигде не видел".
В сценарии Рубик-джан еще добавил мощно:
-Валик-джан, когда я умру и апостол Пётр спросит меня: «Куда ты хочешь, Хачикян?», я скажу: «Никуда не хочу. Посели меня гостиница «Россия». Западный корпус. Любой этаж...»
* Наверное многим известно, что цензурой был вырезан уже отснятый эпизод (безвозвратно потерянный):
...Лифт шёл вниз. Мрачные Валико с Хачикяном и человек пять японцев смотрели в пространство.
— Не могу понять, — тихо сказал один японец другому, кивнув на Валико и Хачикяна, — как эти русские различают друг друга.
* Когда Мизандари с Хачикяном выселили из гостиницы, в фильме они отправились в театр... По сценарию есть такая угарная сцена:
Огромный новенький ЗИЛ-131, выкрашенный оранжевым, остановился возле гостиницы «Олень». Из него с вещами вылезли Валико и Хачикян.
— Ни двухместного, ни одноместного — ничего нет! — объяснила администратор гостиницы.
— А для них есть? — спросил Хачикян, указывая в сторону длинного стола, где группа молодых скромных ребят заполняла листки.
— Это спортсмены.
— Знаем, какие спортсмены, — улыбнулся Валико. — Десять минут назад я тоже был эндокринолог.
— Не знаю, кем вы были, но этот парень, — администратор показала на одного из ребят, — только что перепрыгнул через все эти чемоданы.
— Через эти? — переспросил Валико. — А если и я перепрыгну?
— Значит, и вы — спортсмен.
— Эти? — Валико показал на длинную вереницу чемоданов.
— Эти.
— Не надо, Валик-джан, — попросил Хачикян.
Но Валико разбежался и прыгнул. Зацепился ногой за пятый чемодан и рухнул лицом на каменный пол.
...Вечер. К освещённым колоннам Большого театра подъезжали машины всех марок мира, такси, автобусы. Мимо Валико текла, торопилась разноликая и разноязыкая публика. В руках у него была пудреница с зеркальцем, и он тщательно припудривал синяк под глазом.
* В фильме Хачикян разъезжал на огромном оранжевом КрАЗе. По сценарию ему предназначался ЗИЛ-131.
Жаль, что на экране мы не увидели столь шикарный эпизод (после того, как Рубик, ошибившись двором, на время потерял свой грузовик):
Забежали в следующий двор, там тоже было пусто. Забежали в третий... Там, возле мусорных баков, сверкая никелированными частями, стоял новенький оранжевый ЗИЛ-131.
— Цаватанем! — Хачикян медленно подошел к грузовику и припал губами к металлической ручке. Стоял мороз, и губы Хачикяна мгновенно прилипли к металлу. Он попытался их отодрать. С третьей попытки ему это удалось. Хачикян в сердцах сплюнул на снег.
Мизандари додумался прислать в подарок племяннику Варлааму

...рекламный проспект гостиницы, который Варлааму принес почтальон прямо в школу:
Проспект раскрылся, как гармошка, и предстали картинки из роскошной жизни в гостинице «Россия». На самой большой фотографии три нарядные красавицы, сидя на высоких крутящихся стульях возле никелированной стойки бара, заманчиво улыбались в аппарат. Возле каждой красавицы стояли кавалеры с бокалами шампанского в руках.
— Вот Валико, — сказал конопатый Тариэл, ткнув пальцем в брюнета в полосатом костюме.
— Сестра Мимино — артистка Зейнаб Боцвадзе
— А где усы? — засомневалась маленькая Тина.
— Сбрил, — объяснил Тариэл. — Здесь все без усов.
Лали отвернулась. И тут увидела Зарбазана, который незаметно проник в класс.
— А ну, пошел отсюда! — закричала она. — Тебя здесь только не хватало!.. Зарбазан покорно повернулся и вышел из класса. Лали захлопнула дверь.
* Одну из пресловутых и дефицитных покрышек, которую оставил Хачикян другу в качестве материальной помощи,

гордый Мимино так и не смог продать и гостеприимные москвичи ловко ей "сделали ноги":
... Неказистый мужичонка лет сорока воровато огляделся по сторонам, потом подхватил покрышку, которая стояла у стены возле подъезда ГВФ, и пошел.
— Гражданин! — окликнул его милиционер.
— Чего?
— Чья это покрышка? — Милиционер подошёл ближе.
— Моя, — уверенно сказал мужичонка.
— А я видел, её тут грузин поставил.
— А, это Автандил, друг мой. В армии вместе служили. Из подъезда вышел угрюмый Валико.
— Товарищ, — позвал его милиционер, и Валико испуганно вздрогнул. — Это ваша покрышка?
— Нет! — отозвался Валико.
Я ж говорю, моя, — сказал мужичонка.— Ну, Автандил, я пошёл,— сообщил он Валико. — Привет Тариэлу!
* В фильме Валико в аэропорту встретился с Волоховым (Е.Леонов), который обознался, решив, что Мимино - сын его фронтового друга. И они с другим высокопоставленным ветераном-танкистом помогли устроится Валико в большую авиацию.
В сценарии никто не обознался и не ошибся - Валико на самом дела оказался сыном того самого Константина Мизандари.
* Интересна сцена, как Мимино, не знавший английского, по сценарию зазывал членов экипажа, сопроводить его:
— Товарищи, может, кто-нибудь хочет в город поехать?
— Ну давайте я поеду, — без охоты предложила стюардесса Катя.
— Не надо, — сказал командир. — Пусть привыкает самостоятельно ориентироваться в обстановке. Сядет в такси, скажет: «Бланд-центр». Сядет обратно, скажет: «Аэропорт». Справится, не маленький.
* А заканчивается сценарий утопично-фантастически... Мимино, раздираемый ностальгическими чувствами, в одном из полетов, пролетая над Кавказом, открыл дверь авиалайнера и ...спрыгнул на землю...
— Та-ра-ра-ра, та-ра-ра-ра!.. — вопил Валико на весь Кавказский хребет, спускаясь по покрытой снегом горе. На полпути споткнулся и поехал на заду по снежному склону, стремительно набирая скорость, и затормозил каблуками возле здания аэропорта «Норка-2».
Одноногий Вано рубил дрова. Из трубы поднимался жиденький дымок.
— Здравствуй, Валико.
— Здравствуй, Вано, — сказал Валико, вставая.
— Ты почему пешком? — спросил Вано.
— Нелётная погода... Вай-вай-вай...
— Что, ударился?
— Подковы твои в самолёте забыл.
— Ничего... Подковы в Телави завезли, сколько хочешь. Надо было гвозди попросить. Гвоздей нет.
— Гвозди я тебе привёз! — Валико вывернул карманы и высыпал гвозди. — Ну, я пошёл. И он зашагал по склону.

з.ы. В сценарии никак не упоминается песня "Чито-грито"

Крылатая фраза "Ларису Ивановну хочу" по сценарию произносится только один раз и говорит её Рубик Хачикян (Ф.Мкртчян),
а не Валико "Мимино" Мизандари (В.Кикабидзе) как в кинокартине.
А сам Валико говорил скромно: - Здравствуйте. Ларису Ивановну позовите, пожалуйста.

После того, как красавица-блондинка Лариса Комарова (Е.Проклова) не пришла в ресторан...
— Валик-джан, — сказал Хачикян. — Ты только не обижайся, но вы, грузины, не совсем хорошо умеете с девушками разговаривать.
— А кто умеет хорошо? — саркастически улыбнулся Валико. — Армяне, да?
...Потом Хачикян звонил из гостиничного номера по телефону.
— Алло! Ларису Ивановну хочу!
— Это я,— помедлив, ответил легкий голос.
— Здравствуйте. Это Хачикян говорит, друг Мимино, который Валико... Лариса Ивановна, Валико Зурабович уехал на спецзадание, меня просил позвонить...
— Константинович,— поправил Валико, сидевший на своей кровати.
— Э, какая разница!
— Что?—спросил голос.
— Ничего, Лариса Ивановна, он поручил вас спросить, в какой вы театр сегодня хотите пойти?
— А он что, волшебник?
— Зачем волшебник?
— Может в любой театр билеты достать?
— Может.
— И в Большой?
— Конечно.
— И на Таганку?
— Таганка? — Хачикян удивился, закрыл ладонью трубку, зашептал Валико: — Таганка — тюрьма. Сурен там сидел. Большой шутница, этот твой Лариса Ивановна...
— Слушай, я ж тебе всё объяснил, — отмахнулся Хачикян и продолжал в трубку: — Как мне Валико Вахтанговичу доложить? Придёте?
— Непременно. Хачикян положил трубку.
— Хачикян, когда захочет, всё может. Валик-джан, если не трудно, мне тоже билет возьми. Я Большой театр очень люблю — никогда не был. — Снял трубку, протянул её Валико: — Звони своему артисту.
Г.Данелия: «Ларису Ивановну хочу». Что здесь веселого, неясно. Ведь по-грузински та же фраза звучит так: «Лариса Ивановна ми’нда», где «ми’нда» и есть «хочу».
Небольшой обзор того, что еще не попало в фильм:
* Сценарий начинается с того, как Мимино с лесником с вертолёта считает оленей и медведей.
Привезенных на вертолёте баранов грузили в рейсовый автобус...
Они, даже не поздоровавшись, принялись впихивать баранов в автобус прямо через окно.
— Объявляется посадка на рейс номер два! Пассажиров просим приготовиться, — прозвучал над поляной голос...
* В фильме есть эпизод, когда Мимино, услышав дома в деревне Таркло за ужином игру на пианино, с племянником Варлаамом (З.Сахвадзе) и псом Зарбазаном пришел в школу послушать, как играет грузинская учительница Лали (Р.Морчеладзе)

На самом деле Валико, чтобы послушать Лали, летал на вертолёте (!!!) на соседний склон горы (!!!) в школу.
* Фрагмент, когда Мимино, решив помочь старушке перевезти корову...

...в сценарии представлен чуть помпезнее: Но небу летела корова. Она висела в смастерённой из мешков люльке и, звеня колокольчиками, плавно раскачивалась под брюхом вертолёта.
* В фильме знакомство Рубика и Валико в гостинице началось с выхода Хачикяна с голой задницей из ванной...

В сценарии было скучнее - Хачикян лежал на кровати и читал журнал "За рулем". Банально и скучно..

Кстати, в сценарии - армянин-водитель приехал из Ленинакана, а не из Дилижана... Хотя в конце, Дилижан все-таки фигурирует - так что тут полная непонятка. А вот как Данелия рассказал сам факт появления курортного Дилижана в фильме:
Изначально в сценарии второе место в мире занимала вода не из Дилижана, а из Ленинакана. Но вмешался композитор картины Гия Канчели. Каждое лето он ездил в Дилижан в Дом творчества писать симфонии и спросил у Данелии: «А нельзя, чтобы Хачикян был не из Ленинакана, а из Дилижана?» – «Нельзя, – отрезал Данелия. – Дилижан – это курорт, а Хачикян – не композитор, а шофер». «На Канчели была симпатичная курточка, похожая на толстовку, – вспоминает Данелия. – «Ты где эту куртку купил? – спросил я. – Красивая. Я как раз такую ищу». – «На! – Канчели снял курточку и отдал мне. – Вымогатель!»
Так Хачикян поселился в Дилижане.

А по сценарию всё было наоборот - Альбертик просил отца привезти желтого надувного крокодила, а в магазинах, как назло были только зеленые..

Сразу после знакомства Рубик и Валико, как это неудивительно, НЕ ссорились истерично, как в кино:

* В ресторане играли не "заявленные" песни. Для гостя из солнечного Телави звучала "Сулико" вместо гимна Тбилиси "Тбилисо", а для гостя из солнечного Дилижана вместо песни "Ереван" на экране мы увидели исполнение "Ов сирун, сирун".
Если в фильме два кавказца зажгли ресторан лезгинкой, то в сценарии далеко не все были в восторге от их танцев

Пожилой человек с бородкой подошел к метрдотелю и погрозил пальцем:
— Предупреждаю! Если вы немедленно не прекратите эту декаду, я сообщу куда следует. Сюда люди пришли отдыхать, в конце концов!
* В фильме есть запоминающийся спич, когда Хачикян восторгается отношением и сервисом в гостинице. "Такие люди, как в этом гостиница я больше нигде не видел".
В сценарии Рубик-джан еще добавил мощно:
-Валик-джан, когда я умру и апостол Пётр спросит меня: «Куда ты хочешь, Хачикян?», я скажу: «Никуда не хочу. Посели меня гостиница «Россия». Западный корпус. Любой этаж...»
* Наверное многим известно, что цензурой был вырезан уже отснятый эпизод (безвозвратно потерянный):
...Лифт шёл вниз. Мрачные Валико с Хачикяном и человек пять японцев смотрели в пространство.
— Не могу понять, — тихо сказал один японец другому, кивнув на Валико и Хачикяна, — как эти русские различают друг друга.
* Когда Мизандари с Хачикяном выселили из гостиницы, в фильме они отправились в театр... По сценарию есть такая угарная сцена:
Огромный новенький ЗИЛ-131, выкрашенный оранжевым, остановился возле гостиницы «Олень». Из него с вещами вылезли Валико и Хачикян.
— Ни двухместного, ни одноместного — ничего нет! — объяснила администратор гостиницы.
— А для них есть? — спросил Хачикян, указывая в сторону длинного стола, где группа молодых скромных ребят заполняла листки.
— Это спортсмены.
— Знаем, какие спортсмены, — улыбнулся Валико. — Десять минут назад я тоже был эндокринолог.
— Не знаю, кем вы были, но этот парень, — администратор показала на одного из ребят, — только что перепрыгнул через все эти чемоданы.
— Через эти? — переспросил Валико. — А если и я перепрыгну?
— Значит, и вы — спортсмен.
— Эти? — Валико показал на длинную вереницу чемоданов.
— Эти.
— Не надо, Валик-джан, — попросил Хачикян.
Но Валико разбежался и прыгнул. Зацепился ногой за пятый чемодан и рухнул лицом на каменный пол.
...Вечер. К освещённым колоннам Большого театра подъезжали машины всех марок мира, такси, автобусы. Мимо Валико текла, торопилась разноликая и разноязыкая публика. В руках у него была пудреница с зеркальцем, и он тщательно припудривал синяк под глазом.
* В фильме Хачикян разъезжал на огромном оранжевом КрАЗе. По сценарию ему предназначался ЗИЛ-131.
Жаль, что на экране мы не увидели столь шикарный эпизод (после того, как Рубик, ошибившись двором, на время потерял свой грузовик):
Забежали в следующий двор, там тоже было пусто. Забежали в третий... Там, возле мусорных баков, сверкая никелированными частями, стоял новенький оранжевый ЗИЛ-131.
— Цаватанем! — Хачикян медленно подошел к грузовику и припал губами к металлической ручке. Стоял мороз, и губы Хачикяна мгновенно прилипли к металлу. Он попытался их отодрать. С третьей попытки ему это удалось. Хачикян в сердцах сплюнул на снег.
Мизандари додумался прислать в подарок племяннику Варлааму

...рекламный проспект гостиницы, который Варлааму принес почтальон прямо в школу:
Проспект раскрылся, как гармошка, и предстали картинки из роскошной жизни в гостинице «Россия». На самой большой фотографии три нарядные красавицы, сидя на высоких крутящихся стульях возле никелированной стойки бара, заманчиво улыбались в аппарат. Возле каждой красавицы стояли кавалеры с бокалами шампанского в руках.
— Вот Валико, — сказал конопатый Тариэл, ткнув пальцем в брюнета в полосатом костюме.
— Сестра Мимино — артистка Зейнаб Боцвадзе
— А где усы? — засомневалась маленькая Тина.
— Сбрил, — объяснил Тариэл. — Здесь все без усов.
Лали отвернулась. И тут увидела Зарбазана, который незаметно проник в класс.
— А ну, пошел отсюда! — закричала она. — Тебя здесь только не хватало!.. Зарбазан покорно повернулся и вышел из класса. Лали захлопнула дверь.
* Одну из пресловутых и дефицитных покрышек, которую оставил Хачикян другу в качестве материальной помощи,

гордый Мимино так и не смог продать и гостеприимные москвичи ловко ей "сделали ноги":
... Неказистый мужичонка лет сорока воровато огляделся по сторонам, потом подхватил покрышку, которая стояла у стены возле подъезда ГВФ, и пошел.
— Гражданин! — окликнул его милиционер.
— Чего?
— Чья это покрышка? — Милиционер подошёл ближе.
— Моя, — уверенно сказал мужичонка.
— А я видел, её тут грузин поставил.
— А, это Автандил, друг мой. В армии вместе служили. Из подъезда вышел угрюмый Валико.
— Товарищ, — позвал его милиционер, и Валико испуганно вздрогнул. — Это ваша покрышка?
— Нет! — отозвался Валико.
Я ж говорю, моя, — сказал мужичонка.— Ну, Автандил, я пошёл,— сообщил он Валико. — Привет Тариэлу!
* В фильме Валико в аэропорту встретился с Волоховым (Е.Леонов), который обознался, решив, что Мимино - сын его фронтового друга. И они с другим высокопоставленным ветераном-танкистом помогли устроится Валико в большую авиацию.
В сценарии никто не обознался и не ошибся - Валико на самом дела оказался сыном того самого Константина Мизандари.
* Интересна сцена, как Мимино, не знавший английского, по сценарию зазывал членов экипажа, сопроводить его:
— Товарищи, может, кто-нибудь хочет в город поехать?
— Ну давайте я поеду, — без охоты предложила стюардесса Катя.
— Не надо, — сказал командир. — Пусть привыкает самостоятельно ориентироваться в обстановке. Сядет в такси, скажет: «Бланд-центр». Сядет обратно, скажет: «Аэропорт». Справится, не маленький.
* А заканчивается сценарий утопично-фантастически... Мимино, раздираемый ностальгическими чувствами, в одном из полетов, пролетая над Кавказом, открыл дверь авиалайнера и ...спрыгнул на землю...
— Та-ра-ра-ра, та-ра-ра-ра!.. — вопил Валико на весь Кавказский хребет, спускаясь по покрытой снегом горе. На полпути споткнулся и поехал на заду по снежному склону, стремительно набирая скорость, и затормозил каблуками возле здания аэропорта «Норка-2».
Одноногий Вано рубил дрова. Из трубы поднимался жиденький дымок.
— Здравствуй, Валико.
— Здравствуй, Вано, — сказал Валико, вставая.
— Ты почему пешком? — спросил Вано.
— Нелётная погода... Вай-вай-вай...
— Что, ударился?
— Подковы твои в самолёте забыл.
— Ничего... Подковы в Телави завезли, сколько хочешь. Надо было гвозди попросить. Гвоздей нет.
— Гвозди я тебе привёз! — Валико вывернул карманы и высыпал гвозди. — Ну, я пошёл. И он зашагал по склону.

з.ы. В сценарии никак не упоминается песня "Чито-грито"

