"Любовник" (1992)
Производство: Англия, Франция, Вьетнам
Режиссер: Жан-Жак Анно
В главных ролях: Джейн Марч, Тони Люн Ка Фай




* * *
Я сегодня посмотрела один фильм...
И довольно долго не могла подобрать нужных слов...
Потому что если я опишу то, что думала и чувствовала во время просмотра, вы сморщите носы  по поводу  "очередного перехлеста эмоций у дамочки".
Если же я ограничусь лишь сухим перечислением фактов, то вы ничего не поймете об этом фильме.
А этого я допустить не могу. Ни в коем случае!

Потому что мне очень понравился этот фильм.
Больше того: он меня буквально очаровал!
Он... Он... Он - необыкновенный.
Во всем.

Начиная с места и времени действия.

30-е годы прошлого столетия - далеко не самый востребованный отрезок истории.
Сайгон. Это вообще крайне редкий гость на киноэкранах. Я не могу припомнить ни одного фильма о Вьетнаме, за исключением двух-трех лент, посвященных войне, в которую ввязались в середине двадцатого века американцы.
Фильм показывает неизвестный нам Сайгон совсем изблизи, как если бы  перед нашими глазами медленно-медленно поворачивали  стеклянный шар, внутри которого мы могли разглядеть:  широкую мутную реку, тесные и грязные улочки, круглые остроконечные шляпы, босоногих рикш, влажную жару, нудный утомительный дождь, красные бумажные фонарики, парные палочки для еды, и так далее, так далее, так далее...

Кстати, в течение просмотра я не раз ловила себя на желании не просто смотреть, но  р а с с м а т р и в а т ь!
Пристально рассматривать кадр за кадром, впитывая в себя не реальную, не здешнюю красоту фильма.
Красоту во всех ее проявлениях.

Оба главных героя.
Семнадцетилетняя девушка, француженка. Она  хороша сама по себе, от рождения, а юность еще больше усиливает ее очарование и притягательность.
Ну, а ее партнер...
Боже мой,  до чего же он хорош! Я даже представить себе не могла, что китайский народ может похвастаться такими роскошными мужскими экземплярами.
И, главное, он не только красив, как бог, он еще и талантливый трагический актер! Так сыграть самые глубокие, самые потаенные, самые сильные чувства - лаконично, скупо, и в то же время на разрыв - так сыграть может только большой артист.
Кстати, совершенно неизвестный мне ранее. Впрочем, как и весь остальной состав - все новые, незнакомые лица.

Как я уже сказала, фильм о любви.
Настоящей любви, не выдуманной, не нарисованной, не стыдливо-затемненной. Настоящей.
Разумеется,  любовная тема невозможна без  эротики. Она в фильме присутствует, да еще как!..
Постельные сцены - очень затяжные, подробные и до предела откровенные - сняты мастерски, даже виртуозно!  На грани порно, однако ни разу за эту грань не переступившие. Я бы рискнула назвать  происходящее на экране хорошим старым словом "соитие", если б значение этого прекрасного слова не истрепалось давным-давно грязными языками...

Многие сочтут сюжет фильма похожим на "Лолиту". Я не соглашусь.
По мне - это еще одна история Ромео и Джультты. Иная, совершенно не похожая на ту, что поведал миру Шекспир, но не менее прекрасная. И не менее трагичная.

Я все время пыталась подыскать  подходящее сравнение для этого фильма, чтобы помочь вам уловить его внутреннюю сущность,  а оно, сравнение, все время от меня ускользало.
И наконец меня осенило!
Эта картина будто написана филигранной китайской кисточкой: тонкая, узорчатая вязь течет-струится, складывается в замысловатые иероглифы, недоступные европейскому пониманию. Но вдруг, совершенно неведомым, прямо-таки волшебным  образом нам приоткрывается смысл, заложенный в таинственных письменах...
Как, например, в тот момент, когда мы  с м о т р и м  в абсолютно сухие глаза главного героя, а   в и д и м   незримые слезы, текущие  из его умирающей от любви души...

М-да...
Вы уж извините, но не получилось у меня без эмоций.
И если совсем откровенно... Я считаю, что именно благодаря  т а к и м  фильмам, кино имеет право называться искусством.
Искусством!
Хоть древение греки и "зажали" десятую музу.
Чтоб покровительствовала.
Для порядку.


А теперь ни музы, ни порядка.
Но зато - кино!