В очередной раз пересмотрел художественный фильм «Бегущий по лезвию / Blade Runner». После, догнался документальным фильмом «Опасные дни: Как создавался Бегущий по лезвию /  Dangerous Days: Making Blade Runner». По поводу просмотренного решил написать. Но, зайду издалека, сделаю лирическое отступление:Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_01.26.50_[2013.01.20_22.36.28]

Лирическое отступление ON
У каждого человека есть свое «поле знаний». Любое произведение, неважно фильм, книгу, театральною пьесу, мы воспринимаем в рамках этого «поля».То есть человек незнакомый с историей эпохи возрождения, библейскими сюжетами, тонкостями техники темперы и масляной живописи, гуляя по картинной галерее будет видеть одно. А человек знакомый, идя по той же галерее, будет видеть совсем другое. Потому что его «поле знаний» позволяет видеть.Думаю, над Ясной Поляной и над Тихвинским кладбищем в Петербурге, постоянно смерчи стоят. Так яростно бедные Лев Николаевич и Фёдор Михайлович в могилах вертятся, когда на уроках литературы их произведениями насилуют мозг прыщавых пятнадцатилетних недоумков.  Ведь и Достоевский и Толстой, писали, будучи людьми взрослыми и умными. Писали, надо полагать, для людей взрослых и как минимум неглупых. Для людей обладающих каким-то жизненным опытом и полем знаний, а не для школоты из ВКонтактика.Я вот, притом, что в школьные и студенческие годы  читал очень много, уроки литературы  категорически не любил и безжалостно их прогуливал. Полагая, что трудно представить себе более бестолковое занятие, чем читать какое-нибудь художественное произведение просто, потому что его задали прочитать, а не потому что тебе это сейчас действительно интересно. Сегодня, думаю так же. Уверен, единственное к чему могут привести попытки запихнуть в голову ребенка, тексты написанные для взрослых, это навсегда, ну или очень надолго отбить желание читать что-либо  из так называемой «серьезной литературы».В общем, красота она как говорил Оскар Уайльд – в глазах смотрящего. Поэтому если вдруг кое-то мощное, признанное далеко неглупыми людьми классикой произведение вам показалось редкостной херней, думаю первым делом нужно не строчить обжигающие рецензии в стиле: Король голый!!, а попытаться понять, что именно в нем увидели остальные, и задать себе вопрос: а может быть я этого не вижу, потому что я тупой осел неспособный видеть?
Лирическое отступление OFF

Это я все к тому, что к любому художественному произведению чтобы как следует его оценить, важно прийти в свое время. Иначе ничего хорошего из знакомства не получится. Как у меня с «Блейдранером».В первый раз его посмотрел подростком, в эпоху видеокассет. Напрасно. О фильме на тот момент знал ровно две вещи, во-первых что кино называется «Бегущий по лезвию бритвы», а ведь очевидно, что называться так может только запредельно крутое кино. Во-вторых, что это история про отлов и уничтожением роботов, что тоже круто…Но вместо бодрого фантастического боевика, получил два часа депрессивных картин будущего, неторопливого сюжета, и  мрачной, меланхоличной музыки. Фильм не понравился.

Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_01.52.33_[2013.02.07_18.23.46]

Тут справедливости ради следует сказать, что с первого раза фильм не пошел далеко не у меня одного. Поначалу ставшая впоследствии иконой научной фантастики лента провалилась в прокате, да и критики встретили прохладно. Люди шли смотреть зрелищный фантастический боевик с Ханом Соло от режиссера Чужого, а попадали на сложную футуристическую нуар-драму.Но кино выдержало проверку временем. А вышедшая в 1992-ом режиссёрская версия, окончательно расставила все точки над i. Так согласно опросу, проведенному среди ученных британской газетой «The Guardian», Блейдранер признан «Лучшим фантастическим фильмом всех времен» опередив даже «Космическую одиссею» Кубрика.
Но, на малолетнего меня кино произвело настолько гнетущее и депрессивное впечатление, что даже потом, давно выйдя из нежного возраста, несмотря на массу  рекомендаций все никак не брался за пересмотр. Помню даже вступал в «интеллектуальные» дискуссии. Доказывая что «Блейдранер» переоцененная, занудная тягомотина, а не шедевр…Пока, наконец, несколько лет назад, соблазнившись высокими рейтингами и постоянными упоминаниями во всевозможных списках лучших фильмов, решил таки сделать еще один заход. После просмотра уставившись на бегущие под  потрясающую музыку Вангелиса титры, долго пытался понять, каким именно местом я смотрел кино в первый раз? Фильм потрясающий. Определенно лучший у Ридли Скотта.Тут и мрачный, стильный нуар, с вечно дождливым, светящимся неоновыми огнями мегаполисом, и c какой-то совершенно волшебной, гипнотической атмосферой.  Тут и умная, скрупулезно проработанная фантастика, погружающая в созданную Филиппом Диком вселенную. Тут и мощная драма. Да в конце концов, это просто интересное и  невероятно красивое кино.В общем,  Бегущего по лезвию я бесконечно люблю и писать о нем можно тоже бесконечно, но сейчас речь о другом

.Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_00.37.48_[2013.02.07_18.21.46]

У картины была очень непростая судьба. И из-за постоянных творческих разногласий режиссера и  продюсеров на данный момент существует более семи различных версий монтажа фильма.Две «канонические» это: международная кинотеатральная (с закадровым голосом героя и хеппи-эндом), и режиссерская версия (без закадрового голоса, без хеппи-энда, но зато с добавленными ключевыми сценами полностью меняющими восприятие фильма).Ну а в 2007-ом году к 25-летию премьеры Скотт выпустил самую распоследнюю режиссёрскую версию – The Final Cut / Окончательный монтаж. Вместе с ней вышел документальный фильм «Опасные дни: Как создавался Бегущий по лезвию». Лучший фильм о фильме, который я только видел.
В отличие от стандартного  маркетингового барахла, обычно выпускаемого для пиара свежих релизов «Опасные дни» это мощный, самостоятельный кинодокумент вдумчиво, обстоятельно, и главное интересно, рассказывающий обо всех этапах рождения культовой картины. Начиная с появления идеи и написания первых, черновых вариантов сценария, и заканчивая выходом фильма на экраны и постепенного обретения им статуса иконы.Развернутые интервью всех создателей.., тьма интересного видео со съемок…. не вошедшие в фильм сцены крайне важные для понимания сути картины (например, сцена с голой грудью главной героини)….
Фильм идет три с половиной часа и разбит на восемь глав, каждая посвящена одному из этапов производства. Сначала думал устроить что-то вроде сериала и смотреть максимум по главе в день, но опомнился только спустя три с половиной часа. Полный синефильский восторг.Всем любителям «Бегущего по лезвию» которые по какой то неведомой причине пропустили эту красоту: Смотреть немедленно!! Не пожалеете. Всем кто просто интересуется кино, тоже рекомендую. Очень интересно.Пересказывать конечно смысла нет, надо смотреть. Но все-таки приведу несколько любопытных фактов из фильма:

 В «Бегущего по лезвию» из «Звездных войн» перекочевал не только Харрисон Форд, но и его космический корабль «Сокол тысячелетия». На съемках Скотт сильно выбился из бюджета, и декораторы для создания миниатюры города будущего вынуждены были тащить со студии все что под руку попадется. Попалась модель корабля, которую загримировали под здание.

Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_02.35.58_[2013.01.24_21.55.09]

Над созданием дизайна техники и интерьеров будущего работал известный  индустриальный дизайнер и визуальный футурист Сид Мид. Помимо этого значительную часть раскадровок и концепт-арта к фильму сделал сам Ридли Скотт у которого оказывается, имеется полноценное художественное образование.Скотт делал зарисовки для художественного и бутафорского отделов (съемочная группа называла их «ридлиграммами»;) и для оператора. Это во много раз сокращало время на объяснение, чего он хочет добиться, и ускоряло работу над фильмом.

Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_00.59.41_[2013.01.20_22.33.12]

Изначально главным претендентом на роль Декарта был Дастин Хоффман.  Вообще варианты кастинга были любопытные. Чего стоит Питер Фальк.А Рейчел могла быть блондинкой.

Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_00.31.35_[2013.01.20_22.28.49]
Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_00.40.10_[2013.01.20_22.35.53]

Декарт как и положено герою нуаров должен был носить шляпу и плащ. Но когда на роль утвердили Харрисона Форда, с которым только недавно вышли «Искатели утраченного ковчега» Скотт решил убрать шляпу, что бы уйти от образа Индианы Джонса.

Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_00.20.46_[2013.01.20_22.25.28]

На протяжении всего съемочного процесса Скот и съемочная группа постоянно находились в состоянии конфликта. Требовательного, самодовольного перфекциониста Скотта не любили. Ну а после того как в британской прессе напечатали интервью, в котором Скотт нелестно отзывался об американской группе, понаехавшего, высокомерного англичанина просто возненавидели. Началась «война маек». Противники режиссера выходили на площадку в футболках со всякими оскорбительными для Скотта надписями. А сторонники ходили в майках с надписью: ксенофобия – отстой. Так и работали.

Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_02.03.52_[2013.01.20_22.37.43]

Ну и напоследок просто немного картинок.

Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_00.52.33_[2013.01.20_22.32.29]Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_00.52.37_[2013.01.20_22.32.37]Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_00.52.40_[2013.01.20_22.32.09]Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_01.03.58_[2013.01.20_22.34.16]Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_01.36.00_[2013.01.20_22.37.15]Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_02.01.24_[2013.02.23_21.28.32]Dangerous.Days.Making.Blade.Runner.2007.Turbo.dvdrip.avi_snapshot_02.14.00_[2013.02.07_18.24.05]