
Безусловно, стилистически это картина в типичном стиле Звягинцева. Молчаливые очень длинные паузы. Крупным планом лица и детали быта. Как на фотографиях.
Все три фильма Звягинцева наполнены трагизмом. Все три заканчиваются очень нехорошо. В первых двух происходит непреднамеренная потеря любимых людей. В самом первом ("Возвращение"

Во втором ("Изгнание), того, которого перестал понимать, но при этом не перестал любить. В третьей картине ("Елена"

Вообще это отличительная особенность картин Звягинцева. Во всех трех фильмах близкие люди становятся вольной, либо невольной причиной гибели тех, кто им хотя бы отчасти дорог. И если в первых двух картинах трагические события происходили непредумышленно, непреднамеренно, благодаря эмоциональному стечению обстоятельств, то в последнем фильме, исключительно благодаря холодному расчету. Родная кровь с родными интересами взяла свое.
Фильм Звягинцева начинается с утра. Утро Елены грузно и монументально. Побудка по пиликанью будильника, подъем с кровати с тяжким вздохом, присед на пуф возле трюмо и пара выверенных движений по расчесыванию щеткой длинных волос с дальнейшей их укладкой в нехитрую заколку. Затем приготовление завтрака и поход в другую комнату для открывания штор. Открывание штор является сигналом к побудке мужа спящего там же.
Елена - простая русская женщина предпенсионных лет. Бывший медицинский работник. Не эмоциональный, спокойный, уравновешенный человек. Она живет в унылых, но достаточно комфортных московских буднях. Погода за окном сера, морозна и безрадостна. Ежедневные хлопоты по обслуживанию нужд мужа не позволяют появиться улыбке на ее лице на протяжении всей картины. Некие проблески радости появляются, когда она, судя по всем регулярно, с пакетами полными еды и наличностью оставшейся после трат с карты на нужды мужа (второго мужа), приходит навестить семью сына.
Вот эта бесконечная финансовая поддержка становится причиной размолвок между двумя немолодыми супругами, у которых за плечами осталось по одному браку. Со взрослыми детьми все как-то совсем нехорошо. Сын мамы Елены, мужчина по имени Сережа, является отцом двух детей - подростка и младшенького. Он очень нуждается в чужих деньгах, при этом постоянно ходит с бутылкой пива, предпочитая закусывать его орешками, созерцательно курит на балконе, поплевывая в атмосферу, и играет с подростком сыном в плэй стэйшн, считая что таким образом исполняет родительский долг.
Сережа постоянно напоминает в телефонных разговорах маме Елене, чтобы та в очередной раз взяла денег у своего несговорчивого мужа. Аргументация для такого случая типичная - все же какие-никакие, а родные люди. Елена побаивается этой просьбы, а потому пишет записку и кладет ее на прикроватную тумбочку.
Вот эта денежная просьба и становится отправной вехой, от которой начинает развиваться цепь событий приводящих супруга Елены (имя запамятовал) к больничной койке с инфарктом и благодаря чему зритель может поближе познакомиться с его дочкой от первого брака Катей. Дочка Катя, пожалуй, ничем не оригинальна.
Молодая, но уже уставшая от жизни Катя, зубаста в хамстве по отношению к отцу и интересуется только его деньгами. Причины такого отношения Кати к отцу режиссер не открывает, но в качестве намека в разговоре витает аргумент, что именно отец подал ей хороший пример для подражания.
Именно в диалоге отца с Катей проскальзывают мысль, которая, на мой взгляд, и легла в смысловую фабулу последней картины Звягинцева. Когда отец упрекает ее в том, что она злая, а также в том, что у нее до сих пор нет детей, Катя ему говорит, что уродилась в своего отца, при этом употребляет выражение "гнилое семя". На этот выпад отец ей отвечает, что у нее как раз имеется шанс родить своего и воспитать, чтобы он не был таким.
Далее муж Елены собирается написать завещание и имеет неосторожность сообщить об этом Елене. Неосторожность заключается в том, что все имущество он намерен отписать дочке, а Елене пожизненно назначить безбедную ренту. Вот тут у Елены впервые за весь фильм изменяется лицо и она уточняет о наболевшем, о том, каким образом муж собирается поступить с ее просьбой по поводу выделения денег сыну Сереже, на что получает отказ.
Елена берет популярную медицинскую энциклопедию и восстанавливает завалявшиеся в разных углах памяти знания о лекарственных препаратах. Берет виагру, поит ей мужа и отравив, как бы восстанавливает попранную, с ее точки зрения, социальную справедливость. Забирает деньги из домашнего сейфа и отвозит их сыну Сереже.
Когда Елена с деньгами едет в электричке, по пути происходит небольшая заминка. Электричка останавливается на непродолжительный промежуток времени, но когда она вновь трогается, зритель видит на переезде сбитую белую лошадь с всадником. Выглядит очень символично с учетом поступка, который она совершила.
В качестве другого символа, показателен следующий момент. Елена приехав к сыну Сереже и пафосно положив на журнальный стол пачку денег, только собирается вместе с ними совершить ритуал в виде распития алкоголя (запрятанного женой Сережи от греха подальше вглубь стенки), как вдруг выключается свет во всем доме. Наступает кромешная тьма и мимолетные всполохи от зажигалок на лестничной клетке позволяют увидеть тот хлев, в который превращен подъезд и в который она с такой радостью весь фильм стремится.
Елена, в офисе юриста, делит имущество скончавшегося мужа пополам с Катей. Лжет Кате, что в сейфе денег не было. Семью сына перевозит в уже свою квартиру. Сын Сережа ходит по-хозяйски по квартире, рассуждает куда он хочет поставить стеночку, например, вместо раздвижных рельсовых дверей в восточном стиле, а также требует от жены пива и орешков. Сидят они кланом, как некогда пещерные люди у костра, возле телевизора, употребляют пиво с орешками и, похоже, что вот так вот сидеть и будут.
Заканчиваются кадры картины крупным планом на младшеньком сыне Сережи. Заканчиваются с вопросительным знаком, с надеждой, с неизвестностью, с загадкой и с непониманием того, какие всходы даст это семя.
Мне фильм понравился, но второй раз смотреть его не буду. Это качественное кино, но в отличии от первых двух работ, я не получил эстетического удовольствия. И фильм хороший, и актеры хорошие, но не мое. Это кино про унылое, про загнивающее, про не цветущее и про обреченное. Оно не дарит надежду, убивает веру и не демонстрирует любовь.
Из недостатков могу только отметить то, что пожилой мужчина, когда встает ото сна и бодрым шагом идет в ванну, то не для того, чтобы первично бриться. Один раз это не бросается в глаза, но когда дважды, то глаз все-таки режет.