Фильм Фильм "Елена" Звягинцева (2011 г.) по позитивной смысловой нагрузке значительно отличается от двух его предыдущих картин - "Возвращение" и "Изгнание".

Безусловно, стилистически это картина в типичном стиле Звягинцева. Молчаливые очень длинные паузы. Крупным планом лица и детали быта. Как на фотографиях.

Все три фильма Звягинцева наполнены трагизмом. Все три заканчиваются очень нехорошо. В первых двух происходит непреднамеренная потеря любимых людей. В самом первом ("Возвращение";) того, кого только начал любить, а, возможно, и понимать.

Во втором ("Изгнание), того, которого перестал понимать, но при этом не перестал любить. В третьей картине ("Елена";), на мой взгляд, не было любви, однако было понимание и имя этому пониманию было расчет, что в конечном итоге приводит к тому, что один близкий человек убивает другого близкого человека.

Вообще это отличительная особенность картин Звягинцева. Во всех трех фильмах близкие люди становятся вольной, либо невольной причиной гибели тех, кто им хотя бы отчасти дорог. И если в первых двух картинах трагические события происходили непредумышленно, непреднамеренно, благодаря эмоциональному стечению обстоятельств, то в последнем фильме, исключительно благодаря холодному расчету. Родная кровь с родными интересами взяла свое.

Фильм Звягинцева начинается с утра. Утро Елены грузно и монументально. Побудка по пиликанью будильника, подъем с кровати с тяжким вздохом, присед на пуф возле трюмо и пара выверенных движений по расчесыванию щеткой длинных волос с дальнейшей их укладкой в нехитрую заколку. Затем приготовление завтрака и поход в другую комнату для открывания штор. Открывание штор является сигналом к побудке мужа спящего там же.

Елена - простая русская женщина предпенсионных лет. Бывший медицинский работник. Не эмоциональный, спокойный, уравновешенный человек. Она живет в унылых, но достаточно комфортных московских буднях. Погода за окном сера, морозна и безрадостна. Ежедневные хлопоты по обслуживанию нужд мужа не позволяют появиться улыбке на ее лице на протяжении всей картины. Некие проблески радости появляются, когда она, судя по всем регулярно, с пакетами полными еды и наличностью оставшейся после трат с карты на нужды мужа (второго мужа), приходит навестить семью сына.

Вот эта бесконечная финансовая поддержка становится причиной размолвок между двумя немолодыми супругами, у которых за плечами осталось по одному браку. Со взрослыми детьми все как-то совсем нехорошо. Сын мамы Елены, мужчина по имени Сережа, является отцом двух детей - подростка и младшенького. Он очень нуждается в чужих деньгах, при этом постоянно ходит с бутылкой пива, предпочитая закусывать его орешками, созерцательно курит на балконе, поплевывая в атмосферу, и играет с подростком сыном в плэй стэйшн, считая что таким образом исполняет родительский долг.

Сережа постоянно напоминает в телефонных разговорах маме Елене, чтобы та в очередной раз взяла денег у своего несговорчивого мужа. Аргументация для такого случая типичная - все же какие-никакие, а родные люди. Елена побаивается этой просьбы, а потому пишет записку и кладет ее на прикроватную тумбочку.

Вот эта денежная просьба и становится отправной вехой, от которой начинает развиваться цепь событий приводящих супруга Елены (имя запамятовал) к больничной койке с инфарктом и благодаря чему зритель может поближе познакомиться с его дочкой от первого брака Катей. Дочка Катя, пожалуй, ничем не оригинальна.

Молодая, но уже уставшая от жизни Катя, зубаста в хамстве по отношению к отцу и интересуется только его деньгами. Причины такого отношения Кати к отцу режиссер не открывает, но в качестве намека в разговоре витает аргумент, что именно отец подал ей хороший пример для подражания.

Именно в диалоге отца с Катей проскальзывают мысль, которая, на мой взгляд, и легла в смысловую фабулу последней картины Звягинцева. Когда отец упрекает ее в том, что она злая, а также в том, что у нее до сих пор нет детей, Катя ему говорит, что уродилась в своего отца, при этом употребляет выражение "гнилое семя". На этот выпад отец ей отвечает, что у нее как раз имеется шанс родить своего и воспитать, чтобы он не был таким.

Далее муж Елены собирается написать завещание и имеет неосторожность сообщить об этом Елене. Неосторожность заключается в том, что все имущество он намерен отписать дочке, а Елене пожизненно назначить безбедную ренту. Вот тут у Елены впервые за весь фильм изменяется лицо и она уточняет о наболевшем, о том, каким образом муж собирается поступить с ее просьбой по поводу выделения денег сыну Сереже, на что получает отказ.

Елена берет популярную медицинскую энциклопедию и восстанавливает завалявшиеся в разных углах памяти знания о лекарственных препаратах. Берет виагру, поит ей мужа и отравив, как бы восстанавливает попранную, с ее точки зрения, социальную справедливость. Забирает деньги из домашнего сейфа и отвозит их сыну Сереже.

Когда Елена с деньгами едет в электричке, по пути происходит небольшая заминка. Электричка останавливается на непродолжительный промежуток времени, но когда она вновь трогается, зритель видит на переезде сбитую белую лошадь с всадником. Выглядит очень символично с учетом поступка, который она совершила.

В качестве другого символа, показателен следующий момент. Елена приехав к сыну Сереже и пафосно положив на журнальный стол пачку денег, только собирается вместе с ними совершить ритуал в виде распития алкоголя (запрятанного женой Сережи от греха подальше вглубь стенки), как вдруг выключается свет во всем доме. Наступает кромешная тьма и мимолетные всполохи от зажигалок на лестничной клетке позволяют увидеть тот хлев, в который превращен подъезд и в который она с такой радостью весь фильм стремится.

Елена, в офисе юриста, делит имущество скончавшегося мужа пополам с Катей. Лжет Кате, что в сейфе денег не было. Семью сына перевозит в уже свою квартиру. Сын Сережа ходит по-хозяйски по квартире, рассуждает куда он хочет поставить стеночку, например, вместо раздвижных рельсовых дверей в восточном стиле, а также требует от жены пива и орешков. Сидят они кланом, как некогда пещерные люди у костра, возле телевизора, употребляют пиво с орешками и, похоже, что вот так вот сидеть и будут.

Заканчиваются кадры картины крупным планом на младшеньком сыне Сережи. Заканчиваются с вопросительным знаком, с надеждой, с неизвестностью, с загадкой и с непониманием того, какие всходы даст это семя.

Мне фильм понравился, но второй раз смотреть его не буду. Это качественное кино, но в отличии от первых двух работ, я не получил эстетического удовольствия. И фильм хороший, и актеры хорошие, но не мое. Это кино про унылое, про загнивающее, про не цветущее и про обреченное. Оно не дарит надежду, убивает веру и не демонстрирует любовь.

Из недостатков могу только отметить то, что пожилой мужчина, когда встает ото сна и бодрым шагом идет в ванну, то не для того, чтобы первично бриться. Один раз это не бросается в глаза, но когда дважды, то глаз все-таки режет.