В кино Юткевич пришел в качестве художника – совместно с Василием Рахальсом он создал декорации к кинолентам Абрама Роома - эксцентрической мелодраме «Предатель» и бытовой мелодраме «Третья мещанская». Позже он стал художником Первой Московской Госкинофабрики. Юткевич постоянно экспериментировал с образами, смело обращаясь к гротеску и эпатажу. В сочетании с его высокой образованностью и художественным воспитанием это давало потрясающий эффект, Юткевич очень быстро занял ведущую позицию среди московских художников кино, и вскоре занялся режиссурой. Первой его работой в качестве режиссера стал короткометражный фильм «Даешь радио!», созданный совместно с Сергеем Грюнбергом. Это была эксцентрическая комедия о жизни беспризорников. Вскоре Сергей Иосифович возглавил собственную творческую группу – «Экспериментальный киноколлектив Юткевича». В своей работе Юткевич в то время ориентировался на Сергея Эйзенштейна. Юткевич писал Эйзенштейну в письме: «Смешно было бы говорить о навязывании дружбы — дружба создается не так, — но если бы ты мог освободиться от всякого предвзятого ко мне отношения, если бы могли создаться предпосылки к товарищескому общению, если бы мог я прийти к тебе за советом, не чувствуя в тебе ни «мэтра», ни обремененного назойливыми и докучливыми посетителями — заведующего кинематографической властью, — если бы ты мог отнестись ко мне как к уважаемому и любящему тебя товарищу, — мне было бы легче и очень бы этого хотелось».


 

Рассказ о биографии Сергея Юткевича и телевизионная передача из цикла «Легенды мирового кино» на сайте «Чтобы помнили».