The Criterion Collection — нью-йоркская компания, созданная в 1984 г. как дочерняя фирма Janus Films и Voyager Company. Деятельность компании заключается в сохранении и распространении классики кино и современных картин, имеющих художественную ценность. Criterion занимается реставрацией и оцифровкой фильмов, выпуская DVD и Blu-ray, сопровождая релизы комментариями профессионалов и другими дополнительными материалами. Также у Criterion есть сайт, где публикуется информация о новых изданиях, киноведческие эссе, интервью с создателями etc. Среди прочего на сайте есть рубрика Top-10's, где известные (и не очень) деятели выбирают 10-ку своих любимых фильмов из коллекции Criterion. Сегодня мы публикуем Top-10 от Монте Хеллмана.



Монте Хеллман (Monte Hellman, р. 1920) — американский режиссёр, продюссер, монтажёр, актёр. Легенда независимого кино США. Начинал работу в команде Роджера Кормана в конце 50-х — начале 60-х, открыл для кинематографа Джека Николсона, сотрудничал с Сэмом Пекинпа и Серджио Леоне, оказывал поддержку начинающему Тарантино и спродюсировал его дебют - «Бешеные псы» (Reservoir Dogs, 1992). Самые известные работы: «Огонь на поражение» (The Shooting, 1968), «Двухполосное шоссе» (Two-Lane Blacktop, 1971), «Бойцовый петух» (Cockfighter, 1974). В 2010 году вышла его новая картина после 20-летнего перерыва - «Дорога в никуда» (Road to Nowhere, 2010), получившая специальный приз на фестивале в Венеции.


Монте Хеллман: Я исполнил мечту стать членом семьи Criterion. Criterion помогли сохранить не только те фильмы, на которых я рос, но и те, на которые я стараюсь равняться сегодня. Выбирать из них 10 труднее даже , чем выбирать между моими жёнами, детьми и собакой.

#1: «Дух улья» (El Espíritu de la colmena, 1973), реж. Виктор Эрисе.



Наверное, я смотрел этот фильме чаще, чем какой-либо другой. Нестор Альмендрос посоветовал его мне, когда я искал оператора-постановщика для «Игуаны» (Iguana, 1988). Он порекомендовал Луиса Каудрадо, но вскоре я узнал, что он умер от опухоли мозга, а «Дух...» снимал уже практически ослепшим. Он выслушивал ассистента, который описывал ему сцену, потом указывал, где ставить приборы и их яркость. Фильм сам по себе одно из величайших признаний в любви к кинематографу за всю историю. Но этот также и проникновенное размышление о том травмирующем опыте, который происходит с нами в детстве, когда мы осознаём реальность смерти.

#2: «Двойная жизнь Вероники» (La double vie de Véronique, 1991), реж. Кшиштоф Кесьлевский



Мои студенты постоянно просят меня объяснить конец или в чём смысл фильма. Я не могу. Я знаю только, что он воздействует на меня сильнейшим образом. Документальный фильм о съёмках картины, в котором мы открываем философию и методы Кесьлевского, включен в список обязательных к просмотру на моём курсе.

#3 «Дурная слава» (Notorious, 1946), реж. Альфред Хичкок



Прекрасное переиздание в высоком разрешении заставило меня свежими глазами увидеть этот фильм. Теперь я убеждён, что игра Ингрид Бергман, возможно, лучшее из сыгранного женщинами за всю историю кино. Кэри Грант тоже не оплошал. Это мой любимый фильм у Хичкока. Стакан на груди у гостьи, отключившейся на вечеринке, составляет пару с сигаретой, потушенной в креме для лица в «Ребекке» (Rebecca, 1940). Должен сказать, что новое издание «Леди исчезает» (The Lady Vanishes, 1936) тоже великолепно.

#4 «Самурай» (Le samouraï, 1967), реж. Жан-Пьер Мельвиль



Ещё один фильм, который я пересматриваю снова и снова. Каждый раз я думаю, что посмотрю только превосходную первую сцену, но моментально втягиваюсь и не могу оторваться до самого конца. Классический пример экономии средств. Так же Микеланджело создавал Моисея из куска мармора: отсечь всё, что не Моисей.

#5 «Леди Ева» (The Lady Eve, 1941), реж. Престон Стёрджес



Я наслаждаюсь даже не столько самим фильмом, сколько тем удовольствием, которое он доставляет всякому новому зрителю, когда я его показываю. Сочетание буффонады и словесного остроумия просто бесподобно. Все эти комические падения на задницу в исполнении Фонды выглядят так легко и непосредственно! Один только финальный диалог стоит того, чтобы посмотреть картину целиком.

#6 «Третий человек» (The Third Man, 1949) и «Поверженный идол» (The Fallen Idol, 1948), реж. Кэрол Рид



Кэрол Рид — один из главных моих вдохновителей, хотя возможно, что Орсон Уэллс заслуживает упоминания в качестве сорежиссёра «Третьего человека». ( Здесь Хеллман воспроизводит расхожий миф, который не имеет под собой оснований. Киновед Джонатан Розенбаум в книге 2007 года «Открывая Орсона Уэллса» называет эту версию «популярным заблуждением». Розенбаум пишет, что Уэллс «не принимал никакого участия в режиссуре фильма; основные приметы его стиля в съёмке и монтаже, музыка и смысл этого стиля явно отсутствуют. Тем не менее старые мифы умирают долго, и некоторые зрители упорно верят вопреки всему». - Cinephagia) Я жду, когда Criterion выпустит «Изгнанник с островов» (Outcast of the Islands, 1952), который стоит высоко в списке моих любимых фильмов.

#7 «Дети райка» (Les enfants du paradis, 1945) и «Набережная туманов» (Le quai des brumes, 1938), реж. Марсель Карне



Такое чувство, что я смотрел «Детей райка» всю свою жизнь. Помню, как повёл своего сына смотреть, когда ему было семь. Когда я уговаривал Брандо сыграть в фильме Пекинпа «Пэт Гаррет и Билли Кид» (Pat Garrett & Billy the Kid, 1973), он мне сказал, что роль вора в «Детях...» величайшая из всех сыгранных, наряду с мастером мечей в «Семи самураях». К «Набережной туманов» я пришёл много позднее, и реставрация Criterion по-настоящему усилило красоту фильма. Жан Габен стал для меня прообразом актёра, которого трудно найти в наши дни. А диалоги в картине вдохновили меня на попытку воссоздать её поэтический реализм.

#8 «Великая иллюзия» (La grande illusion, 1937), реж. Жан Ренуар



Мне выпала честь быть членом жюри, где председательствовал Жан Ренуар, а позднее заменить его в качестве актёра в эпизоде одной картины. (Очевидно, эта роль не требовала никаких особых физических параметров.) Думаю, «Великую иллюзию» можно назвать самым человечным фильмом из когда-либо снятых, но в нём не больше человечности, чем в его создателе.

#9 «Сцены из супружеской жизни» (Scener ur ett äktenskap, 1973), реж. Ингмар Бергман



Когда фильм впервые вышел на экраны в США, меня пригласили на закрытый показ 5-часовой версии для телевидения. Как для человека, сильно привязанного к семье и супружеству, для меня это был тяжёлый опыт. Самое неизгладимое впечатление оставил заключительный эпизод, и я много раз пересматривал его. Жаль только, что Criterion не включили в своё издание вариант звуковой дорожки, где Лив Ульман и Эралнд Юсефсон переозвучили свои роли по-английски.


#10 «Восемь с половиной» (8½, 1963), «Амаркорд» (Amarcord, 1973), «Дорога» (La strada, 1954) и «Ночи Кабирии» (Le notti di Cabiria, 1957), реж. Федерико Феллини



Феллини. Здесь совершенно невозможно выбирать. Такое полное собрание творений великого мастера — настоящий подарок. Я имел удовольствие видеть Феллини на съёмках сцены из фильма «Город женщин». Было лестно услышать от него: «А, вы и есть тот самый молодой режиссёр, о котором я столько слышал», - притом что я едва ли намного моложе него. (Феллини на 12 лет старше Хеллмана  и к моменту его прихода в кино уже снял 8 картин, включая такие шедевры, как «Дорога», «Ночи Кабирии» и «Сладкая жизнь». - Cinephagia)