На днях решил поддержать рублем независимый кинематограф и сходил в кинотеатр на "Облачный атлас". От фильма осталось очень странное ощущение. Как будто ты заходишь в комнату, где сидит шесть разных человек. Они наперебой начинают рассказывать тебе каждый свою историю. Они типа не знают кто ты, не в курсе, что именно тебя может заинтересовать, поэтому их истории очень разные и по жанру и по стилистике, и по времени действия. Лично я с удовольствием послушал бы две из этих историй: про неудачника издателя, которого брат упекает в дом престарелых и про композитора-гея. Но чтобы дослушать эти истории до конца я почему-то вынужден выслушивать еще четырех других рассказчиков. То есть, для того, чтобы попробовать черничную и малиновую начинку, я вынужден съесть весь слоеный пирог. Я понимаю, что все истории взаимосвязанны, что речь в них о том, как наши слова и поступки влияют на жизнь других людей и других поколений, и все переходы, все стыки, все детали об этом говорят. Но, как говорилось в одной популярной передаче: я угадаю эту мелодию с пяти нот, а я с трех... И угадав с трех нот весь смысл, следишь и сопереживаешь за неким действием. А как можно сопереживать за тем, что тебе в принципе неинтересно.
Возможно, все дело в том, что в основе "Облачного атласа" лежит многоплановый сложный роман. Настолько сложный и многоплановый, что его просто невозможно, да и ненужно переносить на экран. Там все воображаемо и домысливаемо читателем, здесь все по-киношному конкретно. Фантастика - так фантастика, детектив, так детектив, драма, так драма... В общем, что позволено Юпитеру, то не позволено быку, и наоборот. Юпитер здесь, конечно, литература, а бык - кино.
Но посмотреть все же стоит. Зрелище яркое, очень красивое и захватывающее. Но возможно, лучше сначала прочитать роман.