ДЖЕРАЛЬДИНА ЧАПЛИН: «МОИ ГЕРОИНИ ПОСЕЛЯЮТСЯ ВНУТРИ МЕНЯ»



Главное жюри московского кинофестиваля в этом году возглавляла дочь Чарли Чаплина и внучка классика американской драматургии Юджина О’Нила — Джеральдина Чаплин. В восемь лет она дебютировала на экране в фильме Чарли Чаплина «Огни рампы». Со временем проявила себя как глубокая драматическая актриса. В 1965 году снялась в последнем фильме отца «Графиня из Гонконга». Среди знаменитых ролей — Тоня в фильме Дэвида Лина «Доктор Живаго» (1965) и Екатерина в картине Педро Альмодовара «Поговори с ней» (2003). В фильме 1992 года о Чарли Чаплине «Чаплин» исполнила роль своей бабушки Ханны. Отмечена множеством престижнейших наград, в том числе — номинациями на «Золотой глобус» и британскую БАФТу. Некоторые роли Чаплин-младшей, как, например, в фильме «Выкорми ворона» испанского классика Карлоса Сауры (1976), где она сыграла одновременно и главную героиню, и мать героини, поражают глубиной перевоплощения.

К сожалению, в качестве председателя жюри миссис Чаплин был крайне ограничена во времени и смогла ответить лишь на несколько вопросов.

— Джеральдина, чем вы пожертвовали, что оставили дома, чтобы приехать на фестиваль?
— Я никаких проектов не прерывала, потому что их у меня было в последнее время достаточно. Я снялась в прошлом году в пяти фильмах, в этом году я уже успела сыграть в одной картине, но все-таки оставила нечто, не менее для меня дорогое: мой дом, мою семью. И, тем не менее, счастлива быть здесь.

— Из каких критериев вы исходите, когда судите тот или иной фильм?
— Ненавижу слово «судить». Не люблю быть судьей в вопросах искусства. Я смотрю фильмы своим сознанием, сердцем, глазами, всем своим телом. И мне кажется, что искусство — это такая вещь, которую невозможно рационализировать; здесь трудно под все подвести объяснение. Поэтому я действительно чувствую слияние с аудиторией, с простыми зрителями, я действительно смотрю фильмы всем своим телом, всеми своими эмоциями. И потом, конечно, бывает сложно выбрать победителя, это является следствием некоего общего согласия, компромисса — потому что очень сложно понять, кто же лучший в искусстве. И еще хотела бы добавить, что практически всегда на 100% точно знаю, почему тот или иной фильм мне не понравился, но для того чтобы объяснить, почему тот или иной фильм мне понравился, слов чаще всего не хватает.

— Позвольте теперь спросить вас как актрису: из какого материала вы строите своих героинь?
— Во-первых, это очень сильно зависит от того, о каком персонаже, о какой героине идет речь. Если речь о реально существовавшем человеке, то, конечно, надо провести дополнительные изыскания, изучить не только его биографию, но и все данные о той эпохе, о том, что тогда происходило в мире.

— А как быть с вымышленными персонажами?
— В том, как я работаю, все меньше и меньше сознательных моментов, которые я могу как-то рационализировать. Все более и более это интуитивный процесс. Потому что как только я начинаю читать сценарий, который мне нравится, персонаж поселяется внутри меня. Я просто хожу с этой героиней внутри, я думаю о ней, на протяжении всего времени я заучиваю реплики, даже, предположим, когда готовлю на кухне. Моя героиня просто рождается внутри меня.

Дмитрий Десятерик