Дональд Кэммелл.

Готов поспорить, что немного кому это имя хоть что-то скажет. А между тем, это неординарный шотландский режиссер, который всю жизнь жил чистым творчеством и снимал по-настоящему авторское кино. В свое удовольствие и почти никогда не идя на компромиссы.



Честно говоря, прошедшие пару недель я пребываю в состоянии легкого шока, после ознакомления с его творчеством. Я даже не знаю с кем здесь провести параллели. По мастерству снимать эротические сцены и наполнять сексом каждый кадр он не уступает Верхувену, по шизе и энергетике происходящего на экране – Расселлу.

И не в какие рамки его все равно не загнать, он такой один.



А начинал Кэммелл с младых лет, причем с живописи. В детстве он был известным портретистом в Лондоне и был на короткой ноге с английской богемой.

Как он сам о себе говорил: “I am a painter who happens to make films”.

Его жизнь, как и полагаются настоящему гению-творцу, была тяжела и трагична. Большие промежутки между проектами, перебивка тритментами и синопсисами. А финал так и вообще фееричен: Дональд не выдержал продюсерского вмешательства в свою последнюю картину и пустил пулю себе в голову...

Жена тоже под стать муженьку – не растерялась и пустила слух, что после акта самоубийства, он был еще жив 45 минут и попросил принести зеркало, дабы посмотреть как умрет. Но это конечно неправда.

Увы, но он снял всего четыре фильма.



На закуску небольшая фотография



Дональд Кэммелл, Деннис Хоппер, Алехандро Ходоровски, Кеннет Энгер


Performance (1970)





Студия дала ему сделать свой дебют Performance (1970), думая, что получит аналог Битловского A Hard Day's Night (1964), но про Rolling Stones. Как же сильно они ошибались ;)



Первая половина картины выглядит как солидный криминальный фильм про лондонское дно. Гангстер Чэс (Джэйми Фокс) выбивает долги и делает грязную работу для своего босса. Он беспощаден и хдаднокровен. Но однажды убивает не того человека и охота начинается уже за ним. Чэс залегает на дно и прячется в хиппанском доме, где живет и заправляет всеми забытая и полностью выдохшаяся рок-звезда по имени Тернер (его играет Мик Джаггер), уныло прожигающий жизнь за наркотиками.

По началу между ними возникает антипатия: оба слишком разные, из непересекающихся между собой миров. Тернер видет лицемерие в Чэсе, в том как он носит маску жестокого ублюдка и презрительно относится ко всему, что хоть чуть-чуть выглядит “не так”. Чэсу, в свою очередь, претит декаденство и хипповские закидоны его нового домовладельца.

Но Тернера тянет к нему, он видит в Чэсе некий слом, дизориентацию и бушующую, необузданную энергию, которая заряжает и вдохновляет его самого. Вместе со своей подругой они решают вскрыть истинную сущность Чэса и подсовывают ему галлюциногенные грибы... Кислотный трип помогает ему встретиться со своими внутренними потаенными страхами и переживаниями. Гангстер открывается и осознает свою неизведанную сторону, а кокетливо раскинутые по фильму гомоэротичные образы намекают на осознание героем своего женского начала.

Под конец два мира сливаются воедино и Чэс/Тернер становится цельной личностью. Музыкант, потерявший смысл существования вновь обретает его через последний перформанс.



Абсолютная шиза от начала до конца.

Я думаю, что главная заслуга этого фильма даже не в том, что он снят как чистой воды авангард, с кучей хитрых монтажных склеек и явным влиянием фильмов Кеннета Энгера, а то, что он прошел ниже радаров студии :)

Удивительная “капсула времени” свингующего Лондона. Should be seen to be believed.



Demon Seed (1977)







Наименее авторский фильм в карьере Кэммелла.

Классическая история о творении (на этот раз искусственный интеллект), которое взбунтовалось против своего создателя. И не просто восстало, а возжелало иметь потомство от живого человека.



Добротный sci-fi середнячок.

Ничего примечательного тут нет.

White of the Eye (1987)





Один из самых странных из виденных мною слэшеров.

Глубоко в Аризоне происходит серия кровожадных убйиств. Подозрение падает на техника, устанавливающего дорогие hi-fi системы в дома состоятельных жильцов. Его жена, которую он много лет назад отбил у тогдашнего парня, отказывается в это верить, пока сама не начинает подозревать злой умысел в его действиях. А дальше начинается такое безумие, что даже сложно предположить.



В принципе слэшер как слэшер, со всеми вытекающими. Но эта картина примечательна именно своей непохожестью и нестандартностью в рамках устоявшегося жанра. Каждый акт этого фильма наполнен типично Кэммеловскими моментами и штрихами, будь то шикарные постельные сцены, психоделичный монтаж, либо непередаваемая и задумчивая атмосфера одиночества и ненормальности всего происходящего.

Про красивейшие съемки и шикарную музыку и говорить не стоит.



А когда истинный убийца признается и пытается объяснить свои мотивы, то по спине бежит холодок.

Очень недооцененный фильм. Шедевром его не назвать, но в топ 3 слэшеров/хорроров он войдет с легкостью.



Wild Side (1995)







Магнум опус Кэммелла.

Совершенно запросто одна из лучших картин 90-х годов.



Понимаю, почему Кэммелл так убивался (в прямом и переносном смысле), когда продюсеры отобрали у него фильм и почикали на монтажном столе.

Изначально кино снималось для эксплуататорской студии Nu Image, которым нужно было много секса, мало смысла и актеры поизвестней. В результате продюсеры получили на руки еще один скучный фильм категории B, заполняющий пространство между рекламными блоками и полками в видеопрокате.



Слава богу у нас есть режиссерская версия, которую в 2000-м году смонтировал монтажер Фрэнк Маццола – близкий друг, а иногда и продюсер Кэммелла. Что и говорить, кино получилось потрясающее.



Перед нами запутанная история взаимоотношений четырех персонажей (2 мужчины, 2 женщины), доверху наполненная ложью, сексом, насилием и унижением (как моральным, так и физическим) каждого из героев.



Банковская служащая (Энн Хеч), по совместительству подрабатывающая проституткой (о да :)), вступает в связь с криминальным боссом и отмывателем денег международного уровня (Кристофер Уокен). Между ними вспыхивает искра и помимо секса герой Уокена предлагает ей опасную сделку по отмыванию крупной суммы денег. Одновременно с этим главная героиня влюбляется в девушку Уокена (Джоан Чен), которую тот хочет безжалостно подставить в своей афере. А за всей этой историей пристально следит его шофер и телохранитель (Стивен Бауэр), который на проверку оказывается садиствующим полицейским под прикрытием, принуждающим героиню Хеч пойти на сделку по отмыванию денег, иначе ее саму посадят за проституцию.

Как-то так ;)



Весь этот дикий, пульсирующий клубок судеб и извращенный любовный “квадрат”, распутывается по ходу фильма. Также как и в дебюте Кэммелла, поднимаются схожие вопросы об идентичности, человеческой сексуальности, власти и о том как она трансформирует людей.

Снимая под явным влиянием нуара в калифорнийском городе Long Beach, режиссер гениально работает на стыке мрачного, гротескного юмора и эротического триллера. Секс здесь показан так мастерски и интригующе, что ему может позавидовать сам Верхувен. От сцен изнасилования до сцен лесбийской любви одинаково не оторвать глаз. Ну и конечно та самая сцена оставит в недоумении всех зрителей – то ли смеяться, то ли ужасаться происходящему :)



Вcе держится исключительно на актерских работах (кино бы иначе не получилось). Абсолютно каждый актер здесь на своем месте и выдает замечательную игру, но украшение и главный аттракцион фильма – это конечно Кристофер Уокен. Как и всегда он играет самого себя, но тут ему выдали полный карт бланш на эксцентричность и сумасшествие. Это его лучшая роль за всю карьеру.



Must see.