Пронзительная кинокартина итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе о музыкальном вундеркинде «Легенда о пианисте» стала последним чудотворным бликом актерской карьеры Тим Рота на заре новой эры кинематографа, ибо после наступления XXI века английский актер, некогда воплотивший на киноэкране эксцентричного коридорного в озорной комедии целого квартета режиссеров, или отчаянного грабителя в кинониспровержении Квентина Тарантино, покорно положил собственный талант на алтарь упыристого мейнстрима и народного искусства.
В отличие от своего героя в «Легенде о пианисте», жизнь и творческая эволюция которого прошли в пределах одного только судна «Вирджиния», Тим Рот все же сошел с корабля удачных постановок на бал коммерциализированного шоу, где сначала примерил маску сверхчеловеческой силы, потом – «маску обезмаскивания». А ведь Т. Д. Лемон 1900-й в самом конце фильма произносит удивительный монолог об ограниченности творческой силы человека в безграничном мире, тем самым предсказывая крах людских душ в наступающем постинформационном мире.
В этом русле «Легенда о пианисте» - трогательная, композиционно разорванная - словно ритмы джаза – притча, красивая и проникновенная история, мастерски скроенная из то интригующих, то погружающих в фортепианный анабиоз (например, эпизод изнуряющей импровизации) лоскутов сюжета о природном, и словно бы данном свыше непревзойденном пианизме человека, которого никогда не было на terra firma, но который предпочел бесконечно ласкать перчатками пальцев лощеные клавиши рояля, качаясь на волнах океана. И в конце 1900-й играет пустоту, вспенивает пространство музыкой души, музыкой внутренней чистоты. Торнаторе показывает, что инструмент и не важен вовсе, он предназначен только для того, чтобы транслировать частоты и ритмы потустороннего в эфир посюстороннего. Безликий маэстро и безымянный талант, бескорыстный гений и творческий аскет, притянутый к фортепиано магнитом высших сил, любящий и хранящий искусство и музыку исключительно в себе. Гений, не сознающий своей гениальности; мудрец, не сознающий своей мудрости. Вот они – эти обличения Тим Рота в «Легенде о пианисте». Красочные художественные образы и умные кинематографические приемы тонко передают поучительное противопоставление океана как артефакта вечности и индустриальной цивилизации как искусственно взращенной опухоли на теле природной чистоты. Грамотные диалоги и самозабвенная игра Тим Рота очерчивают границы возможностей каждого отдельного человека, рисуют картину нежелания личности сломаться в адище города. «Легенда о пианисте» - еще одна столь драгоценная мажорная нота ушедшего киноискусства в минорной прорве постсовременной киноотрыжки.