Больная тема – малолетние дети (2 – 4 года) и мультфильмы. Очень трудно просчитать реакцию. Из советского «Кошкиного дома» моим больше всего понравился эпизод с козлом, съевшим в гостях герань («Что ты, дурень, перестань / есть хозяйскую герань» - это один из главных наших ‘стихов’). Вообще для 2–4-х летнего возраста, как мне кажется, нужны мультфильмы воспитывающие. С четкими поведенческими и ролевыми рамками. Вот наши пока с большим трудом понимают связку: ‘поступок - следствие’ (и, думаю, наши здесь не уникальны), причем находятся они в таком возрасте, когда потребность в этом есть не только у родителей, но и у них самих. Да, существуя в сиюминутности, не знающей слов завтра, никогда, очень трудно осознавать причинно-следственные цепочки, но желание-то есть.
И здесь мультфильмы могли бы играть очень большую роль. Вот у нас культовый персонаж – Лушка из мультфильма про Машеньку (вариация на темы «Морозко»). По сути, Лушка превратилась в демоническую фигуру, которая является не зачинателем, но собирателем неблаговидных поступков (таких вот эйдосов ‘плохих’ действий). Скажем, когда разговор заходит о том, как наши замечательно держат ложку, часто поминается и Лушка, которая, разумеется, держит ложку кулаком (в мультике этого не было).
Часто смотрел с ними начало пиксаровского «В поисках Немо», прельстившись именно замечательной связкой ‘непослушание – наказание’: «Нема убежал от папы, его схватил авкалангист и увез Нему; и бедный папа никак не смог догнать лодку… Вот как нехорошо убегать!»
Но вообще таких мультиков на удивление мало – даже в советском фонде, который ценится в т.ч. благодаря вниманию к воспитанию. Смотрели вчера, скажем, четвертый выпуск «Веселой карусели» (1972). И что? Из трех мультфильмов только «Хомяк-молчун» имеет какой-то воспитательный посыл, доступный младенчегам около 3-х (все советуют хомяку делать запасы на зиму, а он ни с кем даже не здоровается; только в норке выясняется, что молчал он, потому как нес он зерно… мораль: «без лишних слов пуд зерна натаскал» … сложновато). «Веселый старичок» - по Хармсу, «Про чудака-лягушенка» - тоже слишком глубокомысленный.
Я, естественно, понимаю, что помимо прикладной воспитательной функции мультики выполняют и другие тож. Но с мультфильмами для другого как раз проблем нет. А вот с мультиками, которые на примере элементарных поведенческих актов, представляют положительные и отрицательные идентификационные модели дела обстоят как-то не очень (из моего угла). Советские на коллективизм напирают, и это неплохо (хоть и однообразно), или ориентируются уже на школьников.
Нужно что-то в формате: размахивал руками за столом – разбил тарелку; убежал от мамы на прогулке – съели волки; помогла брату – и братик девочке помог; поделилась с кем-то – и было тебе хорошо; хорошо кушал – и быстро бегал, и спас кого-нить; мальчик сам одевался, охотно чистил зубы – и получил в подарок большой желтый квадрацикл; мешали котику есть – и котик убежал под диван грустно плакать, и ушел из дома, и детки потом пошли его искать… и больше никогда не дергали котика за хвост; один мальчик дрался – и никто не хотел с ним играть, а вот другой мальчик со всеми здоровался, помогал маме, не говорил «неть!» и ему подарили… ну да, большой желтый квадрацикл… Как в «Мойдодыре» (вообще, это – золотая жила для производителей, сборник такого рода я бы даже в нелюбимой flash-анимации купил… и не только я, наверное).
В общем, ежли припомнятся такие понятные малолеткам мультики с воспитательной компонентой, поделитесь, пожалуйста, названиями.
И здесь мультфильмы могли бы играть очень большую роль. Вот у нас культовый персонаж – Лушка из мультфильма про Машеньку (вариация на темы «Морозко»). По сути, Лушка превратилась в демоническую фигуру, которая является не зачинателем, но собирателем неблаговидных поступков (таких вот эйдосов ‘плохих’ действий). Скажем, когда разговор заходит о том, как наши замечательно держат ложку, часто поминается и Лушка, которая, разумеется, держит ложку кулаком (в мультике этого не было).
Часто смотрел с ними начало пиксаровского «В поисках Немо», прельстившись именно замечательной связкой ‘непослушание – наказание’: «Нема убежал от папы, его схватил авкалангист и увез Нему; и бедный папа никак не смог догнать лодку… Вот как нехорошо убегать!»
Но вообще таких мультиков на удивление мало – даже в советском фонде, который ценится в т.ч. благодаря вниманию к воспитанию. Смотрели вчера, скажем, четвертый выпуск «Веселой карусели» (1972). И что? Из трех мультфильмов только «Хомяк-молчун» имеет какой-то воспитательный посыл, доступный младенчегам около 3-х (все советуют хомяку делать запасы на зиму, а он ни с кем даже не здоровается; только в норке выясняется, что молчал он, потому как нес он зерно… мораль: «без лишних слов пуд зерна натаскал» … сложновато). «Веселый старичок» - по Хармсу, «Про чудака-лягушенка» - тоже слишком глубокомысленный.
Я, естественно, понимаю, что помимо прикладной воспитательной функции мультики выполняют и другие тож. Но с мультфильмами для другого как раз проблем нет. А вот с мультиками, которые на примере элементарных поведенческих актов, представляют положительные и отрицательные идентификационные модели дела обстоят как-то не очень (из моего угла). Советские на коллективизм напирают, и это неплохо (хоть и однообразно), или ориентируются уже на школьников.
Нужно что-то в формате: размахивал руками за столом – разбил тарелку; убежал от мамы на прогулке – съели волки; помогла брату – и братик девочке помог; поделилась с кем-то – и было тебе хорошо; хорошо кушал – и быстро бегал, и спас кого-нить; мальчик сам одевался, охотно чистил зубы – и получил в подарок большой желтый квадрацикл; мешали котику есть – и котик убежал под диван грустно плакать, и ушел из дома, и детки потом пошли его искать… и больше никогда не дергали котика за хвост; один мальчик дрался – и никто не хотел с ним играть, а вот другой мальчик со всеми здоровался, помогал маме, не говорил «неть!» и ему подарили… ну да, большой желтый квадрацикл… Как в «Мойдодыре» (вообще, это – золотая жила для производителей, сборник такого рода я бы даже в нелюбимой flash-анимации купил… и не только я, наверное).
В общем, ежли припомнятся такие понятные малолеткам мультики с воспитательной компонентой, поделитесь, пожалуйста, названиями.